В 2007 году Международным судом ООН в Гааге была подтверждена правомерность провозглашения независимости Косово. На основе референдума была определена судьба Сербии и Черногории. Референдарный принцип был положен в основу урегулирования конфликтов в Судане, на Гибралтаре, Фолклендских, Коморских островах. В Европе развиваются центробежные тенденции в Шотландии, Каталонии, Стране басков, Бельгии. Особый дискурс формируется и в связи с принятым 26 августа 2008 года решением Российской Федерации о признании суверенитета и независимости Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. Выделение Россией Приднестровья из одного ряда с этими ранее непризнанными республиками поставило дополнительные вопросы. «Приднестровский вопрос» сегодня является наиболее актуальным в дискуссии о праве народов на самоопределение.
Политические препятствия для переговорного процесса
За годы процесса по приднестровскому урегулированию было рассмотрено немало планов по нормализации приднестровско-молдавских отношений. По замыслу авторов они призваны были обеспечить всеобъемлющее урегулирование конфликта. В 2012 году переговорный процесс был «перезапущен» после длительной шестилетней паузы. Однако, несмотря на кажущуюся стабильную динамику встреч, их результативность невысока.
Немаловажными факторами в этом контексте стали изменение внутриполитической ситуации в Молдове в связи с победой на выборах 2009 года прорумынских сил и усиление экспансионистской риторики со стороны Румынии. В 2011-2013 годах Молдова столкнулась с серьезным внутриполитическим кризисом, что также сказалось на процессе урегулирования. В 2012 году Приднестровье официально провозгласило в качестве главного внешнеполитического вектора и национальной идеи республики евразийскую интеграцию, а парламент страны работает над конституционной реформой, итогом которой должно стать применение российского законодательства на территории Приднестровья.
Молдова, напротив, продолжила курс на европейскую интеграцию, закрепив его в 2013 году парафированием Соглашения об ассоциации с ЕС и Соглашения о создании углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Последнее было осуществлено не только без учета неурегулированности целого комплекса проблемных вопросов взаимодействия Молдовы и Приднестровья во внешнеэкономической сфере, но и наличия принципиально разных и не связанных между собой экономических систем сторон конфликта, включая налоговую, денежно-кредитную, банковскую и др. Последствия такого шага уже прогнозируются экспертами как способные навредить столь хрупкой по сей день переговорной конструкции.
При этом внешнеполитический курс Приднестровья является производным от проведенных на его территории всенародных референдумов (последний - в 2006 году), в то время как в Молдове общереспубликанские референдумы не проводились ни разу - даже когда осуществлялся выход этой страны из Союза ССР.
Дополнительным препятствием стал кризис в украинско-российских отношениях в контексте «крымского вопроса». Теперь Украина не только обвиняет Приднестровье в подготовке на своей территории российских вооруженных формирований для якобы запланированного вторжения в Одесскую область через приднестровско-украинскую границу, но и заявляет о несостоятельности России как сопосредника в переговорах. При этом Украина участвует в экономической блокаде Приднестровья, организовать которую Молдове удалось при прямом участии Киева в 2006 году. В этих условиях консолидации усилий стран-гарантов в урегулировании маловероятна.
Юридические основания государственности Приднестровья
Бывшее территорией Российской империи Приднестровье после революции 1917 года официально стало частью Украины, которая, в свою очередь, вошла в состав СССР. Молдова же на тот момент была частью Румынии. В 1924 году именно Приднестровью был присужден статус автономии – МАССР (Молдовская Автономная Советская Социалистическая Республика), которая включала земли Украины, но не Молдовы. При этом Молдова оставалась частью Румынии. И лишь вследствие подписания т.н. Пакта Молотова-Риббентропа, разделившего Румынию и часть других государств на различные сферы влияния, молдавская часть Румынии (Бессарабия) была передана СССР и в 1940 году присоединена к Приднестровью (МАССР). Таким образом, Молдова присоединялась к Приднестровью, а не наоборот.
Между тем, большинство существующих на сегодняшний день споров об основаниях Приднестровья на признание независимости так или иначе упираются в содержание советско-германского договора о ненападении и дополнительного секретного протокола от 23 августа 1939. В этом контексте важно принимать во внимание то, что в июне 1990 года Верховный Совет МССР принял два документа: Декларацию о суверенитете Советской Социалистической Республики Молдова, и Заключение специальной комиссии по политико-юридической оценке Пакта Молотова-Риббентропа. Указанными документами был провозглашен выход из состава СССР и отменен как нелегитимный вышеназванный Пакт Молотова-Риббентропа. Таким образом союз Приднестровья и Молдовы, образованный согласно вышеуказанному Заключению комиссии ВС МССР «в условиях оккупации и в состоянии войны», был признан Молдовой недействительным с самого момента его возникновения.
Этот вывод подтверждают европейские исследователи. Французский политолог Л. Мишель пишет: «В своей декларации о независимости Молдова назвала образование МССР нарушением «конституционных прерогатив» ее народа. Но она отказалась признать, что этот закон военного времени, от которого она только что провозгласила независимость, это тот же самый закон, который объединил Молдову и Приднестровье в неестественный союз, навязанный послевоенным перекраиванием границ Европы» .
Совершенно справедливым в таком случае является выражение о том, что Приднестровье – это «забытая жертва» Пакта Молотова-Риббентропа . Ведь, действительно, отмена акта, по которому была провозглашена МССР и ликвидирована МАССР на левобережье Днестра, создала редкий прецедент, поскольку объявление собственной государственности порождением иноземного оккупационного режима не часто встречается в мировой практике.
Таким образом, приднестровская государственность сформировалась в рамках СССР еще до его распада и до обретения Молдовой полноценной государственной правосубъектности, а независимость Приднестровья была провозглашена на основе волеизъявления народа после принятия Молдовой документов, признающих незаконными действия, приведшие к объединению Молдовы и Приднестровья в рамках МССР.
Вопрос о волеизъявлении народа и перспективы урегулирования
За 23 года существования приднестровской государственности референдумы здесь проводились семь раз, пять из которых - по вопросу государственности. Первыми были: об образовании Приднестровской МССР (декабрь 1989), о сохранении в составе Советского Союза (март 1991), о провозглашении независимости Приднестровья (декабрь 1991). 26 марта 1995 года состоялся референдум по вопросу нахождения на территории Приднестровья 14-ой российской армии. Тогда более 90% проголосовавших высказались «за» пребывание российских войск в ПМР. В декабре 1995 года состоялся референдум о принятии новой Конституции ПМР и о вступлении Приднестровья в состав СНГ.
В 2006 году, когда вследствие начала нового витка экономической блокады Приднестровья при участии Украины и в условиях выхода сторон конфликта из переговорного процесса, 17 сентября в республике был проведен второй референдум о независимости Приднестровской Молдавской Республики. На нём жителям Приднестровья предстояло ответить на два вопроса:
1. поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации? (97,1% - «за»);
2. считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением в состав Республики Молдова? (94,6% - «против»).
Результаты волеизъявления приднестровцев были признаны Государственной Думой России, которая приняла соответствующее заявление с рекомендацией Российской Федерации выстраивать свою политику с учетом свободного волеизъявления народа Приднестровья. В марте 2008 года по рекомендациям слушаний, проведенных в Государственной Думе, российские парламентарии вновь приняли заявление, в котором установили, что после одностороннего провозглашения независимости Косово для России возникла необходимость корректировать свою политику в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, исходя из волеизъявления проживающего там населения.
Резолютивная часть документа содержала предложения к президенту и правительству РФ о рассмотрении вопроса о целесообразности признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Несмотря на упоминание Приднестровья в начале заявления наряду с Абхазией и Южной Осетией, в его заключении, обращенном к президенту и правительству Российской Федерации, о Приднестровье упоминания не было. Не было речи не только о признании, но и о каком-либо новом формате взаимоотношений. Впоследствии и на официальном, и на экспертном уровне звучало немало аргументов в пользу такого подхода России к вопросу о признании приднестровского референдума. Среди них основные сводились к тому, что руководство Молдовы готово выйти из недружественной России ГУАМ, официально закрепить свой нейтральный статус, что станет препятствием для вступления в НАТО, и интенсифицировать переговорный процесс, в котором договороспособный потенциал молдавской стороны еще якобы не исчерпан.
Сегодня, спустя почти шесть лет, очевидно, что такая аргументация более несостоятельна. По всей видимости, вновь настает момент, когда во главу угла должны быть поставлены реализация воли народа, его права на самоопределение, его права на развитие, полноценное обеспечение которых полностью вкраивается во все историко-юридические и международно-правовые матрицы современного мира и невозможно без признания независимости Приднестровья.
Приднестровская Молдавская Республика – современное, молодое, демократическое государство, обеспечивающее полный контроль своей территории (4 163 кв.км) с полумиллионным населением, имеющее легитимное правительство, действенную систему государственных органов, конституцию, собственную валюту. Республика самостоятельно осуществляет свои сношения с внешним миром и обладает международной договорной правосубъектностью в рамках процесса по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта.
С учетом исторических и юридических реалий в Приднестровье считают, что Приднестровская Молдавская Республика является правопреемницей МССР наряду с Республикой Молдова, а необходимые условия, соответствующие международного праву для признания, Приднестровьем выполнены. Жизнеспособность государства установлена, так же как и законность процесса его формирования. И здесь, также как в России, исходят из того, что право на самоопределение никто не отменял.
Нина Штански, министр иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики
Оставьте свой отзыв
- Прогноз погоды на неделю
- Проблематика доставки газа
- Выбор наполнителя зимней куртки
- Как правильно фотографироваться
- Аудитория молдавского интернета
- Продление налоговых и таможенных льгот
- Старт предновогоднего марафона
- Актуализация сумм госпошлины
- Благоустройство новой зоны отдыха
- Оппозиция требует перемен
- Европейская делегация посетила Тирасполь
- Господдержка предприятий реального сектора экономики
- Вернисаж к юбилею
- Обзор нарушений прав и свобод жителей ПМР
- Фанфары Днестра
- Октябрьский прожиточный минимум
- Основы госполитики в области ядерного сдерживания
- По наказам избирателей
- Радикалы нагнетают
- План развития системы среднего профобразования
- Финансово-экономическое положение дел
- Текущая ВЭД ПМР
- Евросоюз провоцирует общественный раскол
- Поддержка молочного животноводства
- Ресоциализация осужденных
- Учения о суверенном интернете
- Различия систем ГЛОНАСС и GPS
- Полезное в кукурузных хлопьях
- Начинаются испытания вакцины от рака
- Диктатура в растерянности
- Протокол ДТП без участия ГАИ
- Пора сменить резину
- Впереди Ялта-2025
- Единый налоговый платеж на доходы
- Никто не верит!
- Октябрьский индекс цен
- Правовое регулирование норм дуального обучения
- Провокации и оголтелая русофобия
- Лесистость Приднестровья
- Запрет рыболовства на зимовальных ямах
Обсуждение новостей