Дек 22

К середине четырехлетнего мандата президента Майи Санду стало совершенно очевидно, что она не только и дальше раскалывает молдавское общество, но и разрушает правовые и демократические устои государства, что уже является прямым нарушением конституционной присяги президента – «клянусь соблюдать Конституцию и законы страны, защищать демократию».

«Чтобы навести порядок в нашей стране, нам понадобится больше демократии и больше правового государства. Я намерена стать президентом справедливости, сторонником всех тех, кто борется за закон и справедливые институты государственности», - торжественно обещала Санду в своей инаугурационной речи.

И тут тоже обманула.

Вступив в конце 2020 года в должность президента, спустя полгода Санду привела свою Партию Действия и Солидарности (PAS) к триумфальной победе на досрочных парламентских выборах. Партия получила почти конституционное большинство – 63 депутатских мандата из 101, – и сформировала монопартийное правительство.

В последующие месяцы президент и ее партия подчинили себе все институты государства.

Конституционный суд не осмеливается принимать ни одного решения, которое не устраивало бы PAS, и по сути превратился в филиал юридического департамента администрации президента.

Под тотальный контроль президента, ее партии и их правительства перешли все силовые структуры – Высший совет безопасности, Служба информации и безопасности, министерства внутренних дел и обороны, Национальный центр по борьбе с коррупцией, Национальный орган по неподкупности, таможня, пенитенциарная система.

Центральная избирательная комиссия укомплектована исключительно назначенцами PAS и превращена в «электоральный» департамент правящей партии.

Полностью подчиненными PAS оказались и Координационный совет по телевидению и радио, и общественная компания «Телерадио-Молдова».

С грубыми нарушениями закона и процедуры был отстранен от должности генеральный прокурор Александр Стояногло. Хотя после его смещения прошло уже больше года, выдвинутые против него обвинения даже не начали рассматривать в суде. При этом закон был изменен таким образом, что легитимный, полноценный генеральный прокурор оказывается вообще ненужным, поскольку это учреждение могут бесконечно возглавлять лица, исполняющие его обязанности.

Подчинив себе Высший совет магистратуры и Высший совет прокуроров, власть получила возможность контролировать судейскую и прокурорскую системы.

PAS специально изменила закон таким образом, чтобы можно было назначить на должность главы Антикоррупционной прокуратуры американского прокурора из Калифорнии, которая родилась в Молдове, но еще в детстве эмигрировала с семьей в США. Из слитой в сеть переписки из мессенджера министра юстиции очевидно, что этот конкурс был сфальсифицирован. Министр это отрицает, говорит, что сфальсифицирована сама переписка, но проверять ее никто не собирается.

Под предлогом сначала эпидемии коронавируса, а затем войны на территории Украины PAS ввела в Молдове чрезвычайное положение, которое постоянно продлевается и уже превратилось в «норму». Пользуясь тем, что ЧП позволяет проводить любые решения в обход действующих Конституции, законов и процедур, специальная правительственная комиссия, которая подменяет собой и парламент, и суды, и прокуратуру, принимает какие угодно решения, не объясняя, почему и для чего она это делает, прикрывая свой волюнтаризм «секретностью» и «государственной целесообразностью». Ни о каком парламентском, не говоря уже об общественном, контроле над всем этим произволом говорить не приходится.

Комиссия по ЧП довела до полного ЧП ситуацию в энергетике, покупая и перепродавая газ и электроэнергию по каким-то мутным схемам и непонятным ценам, которые в конечном итоге приходится оплачивать потребителям через постоянно растущие тарифы.

Правительство постановило применять в Молдове в качестве ее внутреннего законодательства американский «закон Магницкого» и ввела санкции против сотен людей и экономических агентов, которые, как показалось комиссии по ЧП, могут быть «косвенно» связаны с беглыми олигархами Владимиром Плахотнюком и Иланом Шором, попавшими под американские санкции. Такими действиями правительство нарушает конституционные права на собственность и на доступ к правосудию, но и это действующую власть совершенно не волнует. В PAS убеждены, что американцы по определению ошибаться не могут, и в Кишиневе правильно делают, когда просто копипастят то, что решило правительство США.

Наконец, эта комиссия взяла и приостановила на время действия ЧП лицензии шести оппозиционных телеканалов, обвинив их в «манипуляциях» и «пропаганде». По закону, это можно было сделать только по решению КСТР и судебных инстанций, но закон снова был нарушен. Под предлогом борьбы за некую «информационную безопасность» власть ввела цензуру, которая по Конституции также запрещена, и зачищает все информационное пространство в своих интересах.

Плахотнюк, которого называли хозяином молдавского «захваченного государства», глядя на то, что делает Санду, может ей только завидовать и аплодировать стоя. Он себе такого беспредела позволить не мог без риска навлечь на себя окрик со стороны западных «партнеров по развитию». А Санду и PAS все можно, им все сходит с рук.

Свои действия по разрушению правового государства действующая власть оправдывает войной на Украине. Это неубедительное оправдание, учитывая, что нынешний президент не только раскалывает молдавское общество, не только попирает демократию, но и в нагнетании милитаристской истерии зашел так далеко, что уже и сам может называться президентом войны.

Дмитрий Чубашенко, кишиневский журналист

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей