Янв 29

Федеральная служба безопасности Российской Федерации рассекретила архивные данные о казнях мирного населения гитлеровцами на территории Молдавской ССР. Согласно опубликованным документам, нацистские войска и их пособники в годы Великой Отечественной войны самым жестоким образом уничтожали мирное население советской Молдавии, в том числе малолетних детей, которым заживо вспарывали животы и которых протыкали штыками.

В 1953 году в ходе оперативно-розыскных мероприятий правоохранительные органы СССР задержали непосредственных участников расправы с мирным населением города Дубоссары Молдавской ССР, занятого немецко-румынскими войсками 27 июля 1941 года: Христиана Шнайдта, Вильгельма Штоца, Рудольфа Наймиллера и Рудольфа Шнейдера. Нацистские преступники дали признательные показания…

После захвата города оккупантами была организована специальная айнзатцкоманда для уничтожения евреев, цыган, коммунистов и советских военнопленных, а на территории табачного завода в Дубоссарах создано еврейское гетто, уничтожение узников которого стало самым массовым актом геноцида на территории Молдавской ССР.

Все арестованные по делу принимали личное участие в расстрелах мирных советских граждан на временно оккупированной территории Советского Союза в 1941 году.

Один из обвиняемых, эсэсовец Рудольф Наймиллер, во время допроса признался, что первое массовое уничтожение мирных жителей, в котором он принимал непосредственное участие, в селе Будаешти в сентябре 1941 года стоит у него перед глазами.

«…Я пошел вдвоем с каким-то полицейским из с. Трехграды, но с кем именно, не помню, и заходил всего в один двор, выгнал всего одну семью, состоящую из мужа, жены и дочки 13-15 лет, причем мужчина был инвалидом, не имел одной руки.

Я никогда не забуду эту жуткую картину, то есть когда мы предложили этой семье выходить из дома, они все заплакали, заплакал и безрукий мужчина, он со слезами подошел к своей собаке, привязанной на цепи во дворе и стал с ней прощаться, после чего мы повели эту семью к месту сбора. Когда были собраны все евреи села Будаешти, то мы с оружием в руках погнали их под конвоем к месту расстрела, я при этом с оружием в руках шел сзади в качестве конвоя.

Пригнав людей на скотомогильник, что, примерно, два километра от села Трехграды, мы остановили их и оцепили кругом, чтобы не допустить побега жертв, и начался расстрел. Сначала расстреляли всех мужчин, потом женщин и детей.

Расстреливали немцы-эсэсовцы, которых было человека 4 или 5. Брали евреев из общей колонны группами, отводили немного в сторону, приказывали раздеться до нательного белья, затем подводили к заранее приготовленной яме и расстреливали залпом. Те, что стояли и ждали своей очереди расстрела, страшно кричали и плакали, женщины рвали на себе волосы, но, не взирая на просьбы, были расстреляны все».

Далее Рудольф Наймиллер продолжил свой жуткий рассказ о зверствах в отношении мирного населения Молдавии.

«Второй раз я участвовал в массовом уничтожении евреев тоже в сентябре 1941 года в районе города Дубоссары, где было расстреляно до 800 человек, в том числе старики, женщины и дети. Во время этой операции я также конвоировал евреев на расстрел, а во время расстрела стоял в вооруженном оцеплении, чтобы не допустить побега жертв. На эту операцию я выехал в числе других полицейских села Трехграды рано утром. Прибыв к селу Красные Окны, где евреи уже были собраны, мы приняли их под конвоем и погнали в г. Дубоссары, что в километрах 35 от с. Красные Окны. Я при этом с оружием в руках шел с правой стороны колонны.

После ночлега в г. Дубоссары евреев погнали к месту расстрела невдалеке от г. Дубоссары, причем вперед погнали мужчин, а затем женщин. Я лично конвоировал к месту расстрела женщин и детей. У места расстрела евреев остановили и приказали сесть, затем брали группами, приказывали раздеться, потом подводили к ямам и расстреливали немцы-эсэсовцы. Расстрел продолжался там долго, около полудня, т. к. всех людей, подлежащих расстрелу, было много – до 800 человек... Эта расправа над беззащитными людьми также была очень страшной и жуткой...»

В ходе следствия органам государственной безопасности СССР удалось разыскать свидетелей зверств, в которых принимали полицейские Шнайдт, Штоц, Наймиллер и Шнейдер.

Как рассказала 21 декабря 1953 года свидетель Прасковья Яковлевна Полуектова, проживавшая во время оккупации в селе Флеры Одесской области (в 5 км от с. Красные Окны), в октябре 1941 года, узнав, что в Дубоссарах расстреливают евреев, она с младшей сестрой и братом стали скрываться, но были задержаны полицейским из их села и доставлены в Дубоссары.

Из допроса свидетеля П.Я. Полуектовой:

«…Прибыв в Дубоссары около 3-х часов дня, полицейский всех нас троих отвез на окраину города, недалеко от военных казарм и сдал какому-то немцу. На поле недалеко от казарм, было согнано около 600 человек советских граждан еврейской национальности. Все они были с разных мест Молдавской ССР. Затем немцы заставили нас копать яму. Яма была очень большая, размеров ее я сказать не могу. Когда яма была выкопана, то немцы приказали всем раздеться до нательного белья...

После этого начался расстрел. На моих глазах было расстреляно примерно 400 человек. Расстреливали советских граждан следующим образом. Партиями подводили к краю ямы, ставили на колени лицом к яме, а немцы в затылок затем стреляли. Маленьких детей немецкие солдаты прокалывали штыками и так бросали в яму. Некоторые женщины брали своих детей на руки, прижимали к груди, и вместе с ними становились на колени».

Как показала П.Я. Полуектова, ее от смерти спас случай. Когда она с младшей сестрой и братом стояли на коленях на краю ямы, к ней подошел немецкий офицер и спросил на русском языке, какой она национальности. Полуектова ответила, что отец у нее украинец, а мать еврейка. Затем немецкий офицер спросил ее фамилию, она ответила – Шпетаковская, хотя ее настоящая фамилия была Керман. После этого офицер приказал одеться. Так, чудом П.Я. Полуектова осталась жива.

«…Особенно ужас этой расправы я увидела тогда, когда недолго стояла на коленях на краю ямы. На краю ямы были лужи крови, некоторые в яме шевелились, некоторые стонали, видела детей с вспоротыми животами», - продолжила свои показания Прасковья Яковлевна.

Как следует из Акта комиссии Дубоссарского района Молдавской ССР от 31 марта 1945 года по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов и их сообщников, в Дубоссарах с 12 по 28 сентября 1941 года было расстреляно от 6 000 до 8 000 мирных советских граждан, среди которых было много женщин и детей.

24 февраля 1954 года Военный трибунал, рассмотрев в закрытом судебном заседании уголовное дело по обвинению Христиана Шнайдта, Вильгельма Штоца, Рудольфа Наймиллера и Рудольфа Шнейдера, признал всех четверых виновными в преступлениях и осудил к лишению свободы на 25 лет каждого, с последующим поражением в правах на пять лет, с конфискацией всего имущества.

Елена Мысина, специально для NewsPMR.Com

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей