Окт 23

Впервые я познакомился с Игорем Николаевичем Смирновым в 1989 году, когда прорумынский национализм в Молдавии набирал обороты, а все патриоты Советского Союза, несмотря на противодействие партийного аппарата, собирали силы для отпора опасности разрушения нашей Родины. Создавались общественные организации, призванные встать на пути националистов, вздымавших над головами на своих митингах триколоры, под которыми румынские оккупанты в 1918-1940 и в 1941-1944 годах расстреливали жителей Бессарабии и Приднестровья. Интердвижение «Единство», Союз Трудящихся Молдавии, Объединённый Совет Трудовых Коллективов – эти названия тогда ежедневно звучали и в СМИ, и в обиходе, вызывая у одних жгучую ненависть, а у других – надежду на то, что наша Великая Держава будет сохранена, а Молдавия (целостная и неразделённая) останется в её составе…

На собрания этих организаций приезжали и директора крупных и не очень предприятий. Но трое сразу, с самого что ни на есть начала выделялись. Это директор тираспольского «Электромаша» Игорь Николаевич Смирнов, рыбницкого Молдавского Металлургического Завода Анатолий Константинович Белитченко и бендерского «Электрофарфора» Гимн Фёдорович Пологов. В 1989 году грянула мощная политическая забастовка против принятия продавдивавшихся националистами языковых законов, и все трое этих директоров оказались среди её руководителей. А уже в начале 1990 года грянула великая баталия за мандаты депутатов Верховного Совета Молдавской ССР. Там я стал ежедневно работать вместе со Смирновым, Белитченко и Пологовым. Смирнов был – и это бросилось сразу в глаза – очень спокойным и сосредоточенным. Кроме того, он фактически возглавлял группу тираспольских депутатов, самых многочисленных среди представителей разных населённых пунктов Приднестровья. Уже когда создалась ПМР, Смирнов оставался в минуты опасностей всё таким же уравновешенным и спокойным.

Помню день 22 мая 1990 года, когда боевики Народного Фронта Молдовы попытались приступом взять здание Верховного Совета Советской Социалистической Республики Молдова (так недолгое время именовалась Молдавия). Толпа обезумела, нападала на нас, депутатов, дралась с милицией. Могли избить, искалечить и даже убить. На втором этаже, куда охрана попросила нас подняться (на первый этаж уже рвались «национально озабоченные»), я видел, что Смирнов оставался внешне невозмутим. Я оценил тогда это качество.

Работая с Игорем Николаевичем в первом составе Правительства ПМР, я ни разу не видел его истерящим, кричащим, потерявшим самообладание. Он бывал озабоченным, напряжённо ищущим выход из трудной ситуации; любил проводить мозговые штурмы и находить порой нестандартные, но единственно верные решения. А ещё он всегда оставался твёрдым государственником. Курс на независимость Приднестровья он вёл ОБОСТРЁННО, чтобы это въелось в сознание каждого приднестровца, невзирая на возраст и социальный статус. Без нашей Республики нас схарчат, и тогда прости-прощай все права человека…

Смирнов был Президентом Приднестровской Молдавской Республики 21 год, если считать время, когда он руководил Временным Верховным Советом, просто Верховным Советом и был Председателем ПМР. 1 декабря 1991 года он был всенародно избран главой государства. В 2011 году он уступил власть другому. Лучше бы не уступал…

Лучше бы он отменил итоги выборов и переназначил их на апрель 2012 года. К тому времени с поста президента России ушёл бы Дмитрий Медведев, а вернулся бы Путин. С Путиным можно было бы повести диалог, исходя из государственных интересов Приднестровья и России. И новые выборы в новых условиях, возможно, принесли бы победу Смирнову.

Говоря откровенно о причинах поражения Игоря Николаевича в 2011 году, можно услышать, что окружение его распоясалось, сам он утратил контроль и т.д. Всё может быть, хотя по сравнению с тем шабашем ведьм и ведьмаков, который бушевал на не очень бескрайних просторах Приднестровья в 2012-2016 годах, всё это ерунда. Нужно прямо сказать, что и приднестровский избиратель свалял коллективного дурака, за что расплатился сполна «чёрной пятилеткой» Шевчука. О, как! Даже в рифму вышло.

Но есть и ещё одна причина, которая ввергает в беду целые страны и народы. В истории и литературе эта беда именуется «принципом Аристида». Говоря по-простому, когда ты дребезжащим голосом выхрипываешь «перемен требуют наши сердца!» - эти перемены приходят к тебе. Или за тобой. Верно говорят: «Мысли – это чертежи будущего»…

Но вернёмся к типовому описанию «принципу Аристида». Вот оно: «Был такой очень хороший полководец и политик Аристид. О нем легенды слагали, такой он был справедливый и отважный. Так и прозвали его - Справедливый Аристид. Просто пример самоотверженности и честности! Этот Аристид шёл по агоре, а навстречу ему - неграмотный человек с черепком для голосования. И этот неграмотный прохожий попросил Аристида нацарапать имя на черепке. Имя того, кого следовало изгнать из Афин.

Как вы думаете, чьё имя попросил нацарапать этот гражданин? Конечно, Аристида!

А на изумленный вопрос полководца: что, мол, тебе справедливый Аристид сделал? - гражданин ответил, что надоел ужасно. Сил больше нет слушать про справедливость Аристида из каждого утюга, так сказать. Надоело слушать про его добродетели. Пусть его изгонят поскорее, достал. Замучил уже. Или сами представьте гневные слова этого человека. Замените народными синонимами…

Аристид был честный и справедливый. И нацарапал своё имя. Добавив, что про его честность и справедливость ещё могут вспомнить…

Понимаете, добрых, честных и справедливых не очень любят. На их фоне остальные выглядят так себе. Не такими справедливыми и отважными. И надоедает слушать про хорошие поступки и качества другого человека. Восхваления приедаются. И хорошего, справедливого человека стараются прогнать, чтобы не сравнивать себя с ним. И просто – надоел, да и все».

Вспоминаю, что, когда Игорь Николаевич Смирнов в марте 2012 года появился на одном из тираспольских рынков (а прошло-то всего ничего с момента его отставки), продавцы и покупатели его встретили аплодисментами! Хватило пары месяцев, чтобы люди оценили, кто пришёл на смену отцу-основателю. Президент, перечёркивающий всё государственное наследство предшественника и сдающий одну за другой все позиции страны, небезызвестный Моня Бергман в роли спецпредставителя Шевчука в Москве, какие-то девочки, часть из которых была весьма подозрительного вида, на ключевых министерских постах; личный друг нашего «венценосного строенецкого помещика» Байтазиев в роли генерального директора ММЗ… Впереди было тотальное разворовывание государства, фирмы-«прокладки», исчезновение валютного запаса страны. Но уже весной 12-го всё стало ясно.

Смирнов не баловал СМИ своими интервью несколько лет после отставки. Но иногда высказывался – спокойно и чётко. А в 2015-2016 годах, когда шли выборы, сначала парламентские, а потом и президентские, он сказал своё веское слово. Оно помогло прекратить воровскую вакханалию. Его вклад в это немал.

Сегодня Игорь Николаевич уже 10 лет как не руководит Приднестровьем. Но он всегда, как говорится, в теме, светел разумом и активен физически. Так и бывает, когда государственный деятель не прекращает жить одной жизнью со своей страной и своим народом. Я часто наблюдаю его на пленарных заседаниях Верховного Совета. Смирнов как раз не бронзовый! Он живой, вдумчивый, активный и не «звёздный».

Сегодня, в день 80-летия, поздравляя Игоря Николаевича с юбилеем, хочется адресовать ему его собственную фразу, которую он часто произносит: «Не болейте! Будьте всегда здоровы!»

Андрей Сафонов, депутат Верховного Совета ПМР

Отзывов (3) на «Не болейте и будьте всегда здоровы»

  1. Аноним пишет:

    Многих лет вам

  2. философ Слободзеи пишет:

    Несколько раз в разные года Путин говорил, что “россияне должны жить хорошо”.
    Много раз в разные года Смирнов говорил ” лишь бы не было войны”.
    Поэтому в России становилось лучше, а у нас…
    Именно Смирнов подмял всю страну под Монополиста и создал хорошие условия для отдельных, а не для всех.

  3. Лаур Балаур пишет:

    Человеколюбивый филосов ,тебе пора озаботится жизнью людей на правом берегу Днестра ,там политики обещали еще больше ,но по прежнему РМ катится в нищету ,вот сейчас нависла реальная угроза сидеть в неотапливаемом жилье ,остановить еще сохранившиеся ,и без того едва выживающие промпредприятия ,задаром газ Россия не даст ,сколько не плачься ,что нет денег.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей