Сен 19

Утилизация боеприпасов в Приднестровье

На минувшей неделе появились первые реакции уполномоченных чиновников Молдовы и международных экспертов на инициативу России об утилизации боеприпасов в Приднестровской Молдавской Республике.

Как оказалось, для проевропейской части правящей коалиции такой шаг Москвы всерьез усложнил проблему, о которой раньше можно было сколько угодно говорить, ничего не решая. Конкретную позицию по предложению России в коридорах молдавского правительства до сих пор так и не сформулировали. Об этом можно судить по заявлениям министра иностранных дел и европейской интеграции Нику Попеску, который пока лишь призывает расширить круг участников ликвидации российского арсенала. По всей видимости, в блоке ACUM надеются, что вовлечение Запада защитит интересы страны и не даст ей стать «легкой жертвой Кремля».

Многие эксперты сходятся во мнении, что сейчас для США и ЕС важно не допустить запуск проекта в режиме двусторонней договоренности России и Молдовы или тем более с подключением Приднестровья (по аналогии с действующей миротворческой операцией на Днестре). По мнению западных аналитиков, подобный формат будет означать крупный проигрыш молдавских элит и одновременно серьезное усиление России в регионе.

Несмотря на это, с уверенностью можно говорить, что Кремль планирует администрировать проект самостоятельно и не допустит «посторонних» к охране и тем более утилизации арсенала. В Москве, по-видимому, будут рассуждать без затей: раз оружие российское и находится на территории Молдовы, то и вопрос его уничтожения лежит исключительно в плоскости двусторонних отношений. Ради прозрачности Россия разве что может допустить дистанционный мониторинг со стороны ОБСЕ.

Сама ОБСЕ проявляет самый активный интерес к теме и уже заявила, что готова участвовать в подготовке и утилизации вооружений. Не прошло и месяца после озвученного Москвой предложения, как в Молдову с рабочим визитом направляется генсек ОБСЕ Томас Гремингер. Он заявил, что ОБСЕ готова взять на себя организацию финансовой и технической помощи по вывозу и уничтожению боеприпасов. А глава полевой миссии ОБСЕ в Молдове Клаус Нойкирх предложил руководству РМ экспертную поддержку для оценки технического состояния складов.

Нет сомнений, что долгожданная динамика в вопросе российских боеприпасов на левобережье Днестра и в дальнейшем будет вызывать самую живую реакцию в международных организациях и заинтересованных столицах. Впервые за долгие годы принципиальная позиция Москвы по боеприпасам в Приднестровье меняется: многие предполагают, что эта инициатива даже может быть ловушкой Кремля.

Пока что вопрос в том, как именно Россия обставит реализацию проекта и какую назначит за него «цену». Вряд ли Москва в условиях геополитического противостояния с Западом собирается ослабить свои военно-стратегические позиции в регионе, который к тому же неразрывно связан с украинским контекстом.

Первые штрихи российской модели утилизации боеприпасов были озвучены на прошлой неделе на встрече Нику Попеску и Сергея Лаврова:
- на первом этапе рассматриваются только устаревшие арсеналы с истекшим сроком годности;
- между оборонными ведомствами стран нужно подписать план действий, по всему перечню накопившихся военных вопросов, в том числе по снабжению российских миротворцев на левом берегу Днестра;
- нужно подготовить проектную документацию и определить источники финансирования;
- вывоз и утилизацию должны осуществлять исключительно военные специалисты РФ с применением российского же оборудования.

Эта информация, судя по дискуссиям в молдавской медиасфере, ввергла в оцепенение кишиневских политиков и заставила их обратиться во влиятельные западные посольства.

Интересно, что Сергей Лавров напомнил Кишиневу, что в начале 2000-х годов вывоз вооружений начался благодаря прогрессу в молдо-приднестровском урегулировании. Тем самым Москва недвусмысленно дает понять, что отсутствие динамики в вопросах статуса Приднестровья может еще больше затянуть ликвидацию боеприпасов, в особенности тех, чей срок годности еще не истек. Следует напомнить, что недавно глава российского МИД в ходе молодежного мероприятия подтвердил приверженность России принципам политического урегулирования конфликта, согласованным в начале прошлого десятилетия в формате «Меморандума Козака». Симптоматично, что в ответ поступила резкая реакция со стороны молдавского правительства и МИДЕИ – там заявили, что данная формула урегулирования для Кишинева абсолютно неприемлема.

В возможной утилизации военного арсенала отдельные эксперты также усматривают желание Москвы укрепить положение левобережья Днестра. Под нужды проекта на левобережье необходимо доставить внушительные ресурсы, военных специалистов и технические средства, которые позволят укрепить военную составляющую России в Приднестровье. Прежде всего, это касается военного аэродрома в Тирасполе, который контролируют российские военные. В последний раз он использовался в октябре 2012 года для вывоза военной техники РФ на ремонт. В этом контексте Москва также может поставить вопрос о доставке вертолетной эскадрильи, которая придана совместным миротворческим силам.

Чем больше Россия приоткрывает «завесу тайны» над проектом ликвидации боеприпасов в Колбасном, тем чаще звучат мнения, что его финальные параметры вряд ли обрадуют Запад и Кишинев. Не исключено, что западные партнеры по развитию в конечном счете под различными предлогами понудят Молдову «заморозить» реализацию российской инициативы на условиях Москвы. Смогут ли противостоять такому внешнему давлению пророссийские силы в РМ – покажет время.

Сергей Чебан


Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей