мая 26

Владимир Воронин

25 мая 2020 года бывшему президенту Молдовы и пока еще председателю Партии коммунистов РМ – Владимиру Воронину – исполнилось 79 лет. Если обобщить всю политическую биографию Владимира Николаевича в одном слове, то слово это – «удивлять». Действительно, Воронин вот уже более 30 лет не перестает удивлять как жителей Молдовы, так и тех, кто из-за рубежа поглядывает на нашу пропащую страну. А вот, со знаком ли плюс – это удивление или же со знаком минус, решать каждому из вас.

Начнем с того, что впервые Воронин удивил нас 10 ноября 1989 года, будучи министром внутренних дел, когда во время неоднократных попыток штурма здания МВД люмпен-фронтистами, к счастью для матерей многих горячих голов, так и не отдал приказ открыть огонь по агрессивным протестующим. Некоторые считают, что прояви тогда Воронин более жесткую позицию, то порядка в МССР было бы больше. Но это спорное утверждение, так как центробежная энергия в Союзе уже набрала обороты, и один лишь глава МВД без политической воли руководства республики был мало что в состоянии сделать сам, даже если бы хотел.

Потом Воронин удивил всех, когда единолично встал во главе Партии коммунистов, и под его руководством ПКРМ стала единственной компартией, взявшей власть на постсоветском пространстве после 1991 года. Ну а в тот день, когда это произошло, наверное, сам Воронин, – вспомним его лицо во время прямого включения программы «Время», – был удивлен себе не меньше, чем все мы.

Ну а потом моменты удивления, которые преподносил нам Владимир Николаевич, стали множиться в геометрической прогрессии. Ну, конечно же, мы немало удивились, когда в последний момент был запорот т.н. меморандум Дмитрия Козака, когда с момента окончания приднестровской войны прошло немногим больше 10 лет, и в обойме еще было то поколение, представители которого работали бок о бок во времена МССР, то есть, еще всё можно было вернуть на круги своя, чего, например, мы, политически натасканные студенты и школьники того времени, ждали с нетерпением, прекрасно понимая, что вместе нам будет лучше. Удивил, в общем, Владимир Воронин и наше поколение, и все остальные… По легенде, Путин тогда, кстати, еще не успев вылететь из Москвы в Кишинев, сказал: «Я больше с этим человеком дел иметь не буду». А в ту пору Владимир Владимирович, - опять же, по легенде, – очень хотел разобраться, что ж это за чудо чудное в Приднестровье, «Шериф», от которого Смирнову живется так замечательно, а всем остальным не особо? Ну, вы поняли, в каком смысле разобраться. Не замочить, конечно, в сортире, но что-то около того. Ну а после демарша Воронина никого в Кремле уже ничего превентивно в нашем регионе, кроме каких-то спецпроектов больше не интересовало и не интересует до сих пор.

Потом нам уже надоело удивляться, и мы мимо глаз и ушей пропускали воззвания и прокламации ПКРМ о европейском курсе Молдовы, который как тогда, так и сейчас никому здесь не нужен – самим бы разобраться, зачем мы на белом свете живем, а потом уже – понять, куда и зачем двигаться геополитически.

Хотя нет, вру, – мы, будучи школьниками, все те годы не переставали вполне искренне удивляться, почему всесильная ПКРМ не надавила на всю эту пятую колонну в Минобразования и Академии наук, и мы, наконец-то, после одиозных 90-х не стали, как все нормальные люди изучать историю своей родной страны, а талдычили ложь курса «истории румын».

Что касается постепенного прикорма Ворониным Плахотнюка, то мы тоже не удивлялись этому, потому что попросту не знали, что и как там происходит. Плахотнюк стал известен широкой публике лишь в начале 2010-х, а в качестве птенца гнезда Воронина – и того позже.

И не удивлялись мы, по крайней мере, явно – до того момента, покуда не наступило 7 апреля 2009 года, и Воронин позволил громить «две сорванные башни» всея Молдовы, допустив, в отличие от ноября 89-го, явную тактическую ошибку, чем и отвадил от себя многих приживалок, которые, в принципе, были бы до сих пор полезны для некоей массы. Просто посты нельзя им было давать. А то Лупу, например, стал спикером, так потом товарищам руки не подавал, зазнался.

Удивлению не было предела и когда выяснилось, что, несмотря на очередь, аки в мавзолей (оговорка по Юнгу), Воронин так и не сыграл на «золотом голосе», и коммунисты не остались у власти. Затем удивление наше сходило на нет по мере потери Ворониным мест в парламенте и увеличением поголовья ренегатов, причем, из числа самых приближенных и, по крайней мере, номинально преданных делу партии. И не будем миндальничать, умолчав о том, что сам главный коммунист Молдовы сделал все, чтобы превратить свое политформирование в сущий пшик. Создание постоянного социального напряжения в течение всех 2010-х и полное отсутствие дальнейших действий привело к полной потере популярности ПКРМ среди граждан, и апогеем всего стало пресловутое исполнение "Дня Победы", после чего победы для Молдовы так и не наступило. Вот тогда и ушли от Воронина последние, те, кто заставлял себя не совершать резких движений, несмотря на целую череду довольно сильных удивлений...

Ну а к концу 2010-х, когда возраст уже брал свое, Владимир Николаевич уже по старой привычке все еще продолжал нас удивлять самим фактом своего пребывания у руля ПКРМ, хотя за столько лет никто не мешал ему подготовить достойного преемника. И мы уже подумывали, что он так и продует до конца дней своих на любимом месте, но… совсем недавно Воронин заявил, что хочет покинуть свой руководящий пост. Поистине, этот человек не перестает нас удивлять до сих пор!

Николай Костыркин

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей