июня 22

Паланка - это село на трассе Одесса-Рени. По Договору между Украиной и Молдовой о госгранице от 4 августа 1998 г. оно должно было перейти Украине в обмен на участок берега на Дунае в районе Джурджулешт.

Украина свои обязательства выполнила, а Молдова нет. Побывала на месте, которое должно стать украинским.
— Что у вас в багажнике? — спрашивает молдавский пограничник.
— Зелень… помидоры, огурцы, картофель… едем от родителей, везем продукты, — отвечаем мы.
— Зелень — это баксы или травка? — хитро улыбаясь, продолжает диалог пограничник.
— Зелень — это укроп и петрушка.
— Открываем багажник, посмотрим на вашу зелень.
Разговор перестал быть шуточным, когда пограничник поинтересовался, с какой целью мы едем в Молдову, и услышал в ответ: мы — журналисты, хотим узнать, как живут люди по ту сторону границы.
— Странная у вас цель какая-то, — почесав затылок, сказал он и еще больше напрягся, услышав, что вернемся мы достаточно быстро.
На обратном пути контроль был более дотошным. Что, в общем-то, неудивительно — за Молдовой давно закрепилась нехорошая слава: здесь часто гоняют грузы без растаможки.

Чтобы попасть в Паланку, которая расположилась в двух километрах от трассы Одесса — Рени, нужно убить не менее часа — столько времени требуется на добро от таможни.
Проходим паспортный и таможенный контроль на территории Украины, потом на КП Молдовы.
На территорию Молдовы можно ввозить до $10 тыс без декларации, для жителей ближайших районов введен упрощенный режим. Они могут пересекать границу по украинским паспортам, всем остальным при себе нужно иметь загранпаспорт.

Паланка — в буквальном переводе с турецкого языка означает небольшая крепость или возвышенная местность над уровнем моря.

Паланка (молд. Palanca) — село в Штефан-Водском районе Молдовы. Здесь находится самая восточная точка Республики Молдовы.

Кроме того, водители авто с украинскими номерами должны купить страховой полис «Грин-карт» и оплатить взнос на экологию - около 200 грн.

То, что въезжаешь в чужое государство, понятно уже в пункте пропуска. Со стороны соседей — крытая стоянка для автомобилей. В отличие от одесской стороны здесь нет необходимости умирать на жаре. Да и здание самой таможни сделано не из пластика, в котором без кондиционера, как в парилке, истекают потом украинские погранцы. У молдаван все сделано на совесть, из кирпича. Причем, как оказалось, наследство им осталось… от украинских строителей. КП, в котором сейчас несут службу молдавские таможенники, строился общими усилиями двух стран. Предполагалось, что здесь будет совместный украинско-молдавский контрольно-пропускной пункт. Так, во всяком случае, предполагает вышеупомянутый договор. Но позже молдаване передумали выполнять его условия, и украинцам в спешном порядке пришлось для себя строить бараки…

— Хочу, чтобы нас отдали Украине. Там и продукты дешевле, и жизнь побогаче. Со стороны Одессы даже черешни на 2—5 грн дешевле, — поведал нам 16-летний Олег Кольца.

Парень хотел поступать в институт в Одессу, да потом передумал.

— У нас латиница в школе, а я хоть и хорошо говорю по-русски, с украинским языком знаком не очень. Понимать-то понимаю, но если учиться или писать, то вряд ли окончил хотя бы первый курс. Да и, как считают старшие односельчане, украинские вузы у нас не очень высоко котируются — из-за латиницы, которую если и преподают в Украине, то в медицинских институтах, — продолжает Олег.

А вот для бабушки Нины вопрос передачи села под юрисдикцию Украины — это вопрос развития бизнеса.

— Я продаю на трассе яблочки, абрикоски, картошечку — все, что выращиваю в огороде. Представьте себе, как мне сложно каждый день, прежде чем попасть на работу, проходить таможню. Да и гоняют нас иногда с трассы. Не положено, говорят, а за что жить? — жалуется бабушка.

Пока территорию не разделяли, она продавала свой товар в Одессе. 50 км на автобусе — это не расстояние для заработка. А прибавка к пенсии получалась приличная. Особенно летом, когда фрукты поспевают. Назад везла рыбу, рыбные консервы. На Украине они дешевле.

— Сейчас я в Одессу не езжу. На вывоз товара есть ограничения: столько-то килограммов можно, свыше лимита — плати дань. Везти авоську или платить пошлину — нет смысла. Разве что на билет хватит. В Кишинев ехать тоже далеко, — продолжает баба Нина. — Перебиваемся тем, что продаем на трассе.

Собственно говоря, в Одессу жителям Паланки сегодня попасть сложнее, чем раньше.

— Мы можем ехать лишь на молдавских автобусах. Транзитный украинский транспорт не для нас. Раньше как было: вышел на дорогу и едь чем хочешь. Сейчас сядешь в украинский автобус — незаконно пересечешь границу, потом проблем не оберешься, — сетует баба Нина.

А вот Анатолий и вовсе грустит по советским временам.

— Мой дед говорил мне: веник поломать сложно, а вот по прутику — легко. Вот мы сейчас прутики. Как хорошо мы жили раньше, как дружно. А сейчас друг на друга волком смотрим. То мы перекроем трассу украинцам, чтобы Паланку не забирали, то Украина разрешит нам ввозить всего лишь $50. Так и живем.

История с перекрыванием трассы, по мнению Анатолия, была чистейшей воды провокацией со стороны молдавских властей.

— Весной этого года снова поднялся вопрос о передаче Паланки. Жители нашего села в основном были «за». Но из района приехал примар и начал убеждать людей, что если Украине отдадут село, то людям доведется расстаться со своими сотками земли, которые останутся на территории Молдовы. Кто захочет их сохранить, будут вынуждены каждый раз, идя с тяпкой на прополку, пересекать границу и проходить паспортный контроль. Стал агитировать местных жителей перекрыть дорогу, — признается Анатолий. — Вот местные и поддались. Но сколько там огородов? Вопрос можно решить. Было бы желание.

Валерий Берилл, председатель района Штефан Водэ, в чью юрисдикцию входит Паланка, заявляет:

«В случае, если будет предпринята попытка передачи земли под автодорогой, мы готовы держаться за эту землю, в том числе путем блокирования автострады. Не уступим ни под каким видом!»

Он отметил, что жители района категорически против передачи земли под шоссе близ села Паланка. «Мы не уступим и пяди земли, оставленной нам нашими предками. Считаю, что этот свой долг мы должны исполнить до конца».

Бывший замглавы Одесской облгосадминистрации Иван Чербаджи, участвовавший в перманентных переговорах сторон по обмену территориями, заявил тогда, что Молдова отказалась выполнять обязательства по передаче Украине участка под автотрассой, прикрываясь «интересами жителей села Паланка», а также «трудностями», которые якобы могут возникнуть при пересечении границы. На бумаге Украина решила молдаванам вопрос с выходом к морю, сама же проблему отхода трассы под свою юрисдикцию, что позволило бы сократить время на пути в областной центр жителям южных регионов Одесской области на несколько часов, задвинула в долгий ящик.

Виктория Хаджирадева

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей