Сен 30

Эта поговорка – плод долгого и горького опыта: дай Ивану палец – он всю руку оттяпает. Так воспринимали румыны русских - тех русских, что веками продвигали шовинистическую политику ассимиляции, денационализации и русификации народов, с которыми вступали в контакт. Царская империя называлась «тюрьмой народов», такой тюрьмой была и советская империя.

И после исчезновения СССР русские не отказались от своих имперских замашек. Новая Европа, сформировавшаяся после Второй мировой войны, с ее ценностями, основанными на уважении и толерантности, для русских как масло к каше: они с успехом используют европейскую риторику о национальной терпимости против тех, кто пытается опротестовать ситуацию, сложившуюся на постсоветском пространстве в области межэтнических отношений. Любая попытка сказать правду о происходящем определяется как национализм, ксенофобия и даже расизм или нацизм. Так, русские, проводящие у себя дома антинародную, разрушительную политику по отношению к малым народам, которых они «братски» «объяли», политику, напоминающую о нацизме, оказываются очень… обеспокоенными судьбой национальных меньшинств в своих бывших колониях, ставших после 1990 года независимыми государствами. Россия использует национальные меньшинства, особенно русские, в бывших «братских республиках» как предлог для давления на правительства и парламенты, чтобы заставить последние проводить политику, которая бы устраивала Москву, и не делает из этого никакого секрета. Иногда в своем благородном порыве заботы о меньшинствах русские так увлекаются, что не замечают, как вмешиваются, открыто и жестко, во внутренние дела этих государств.

Кремль также с успехом использует меньшинства в предвыборных кампаниях. В Республике Молдова, к примеру, за последние 20 лет национальные меньшинства ни разу не проголосовали за партии, которые выражают интересы титульной нации. Они поддерживают только политические движения с этническим уклоном, вроде «Равноправия» Клименко или партий левого толка, опирающихся на русский этнический элемент и контролируемых Россией. Самый яркий пример в этом смысле – это ПКРМ Воронина.

После провала референдума 5 сентября, референдума с самым низким порогом явки, создался опасный прецедент. Те, кто стоят за спиной нацменьшинств и манипулируют ими, почувствовали, что пришел их час: подобными референдумами, правильно организованными, можно выгодно воспользоваться. Почему бы не вынести на референдум такие «больные» для меньшинств проблемы, как название государственного языка и придание русскому языку статуса второго государственного?

То, что в последние недели все чаще раздаются голоса, требующие предоставления русскому языку статуса второго государственного должно нас всех серьезно обеспокоить. Это больше не проблема той или иной партии, это национальная проблема, которая прямо касается языковой и культурной безопасности нашего государства. В данной ситуации, с логической точки зрения, меньшинства Республики Молдова не имеют никаких предпосылок для того, чтобы требовать «укрепления» статуса русского языка. Они находятся в более удобном положении, чем титульная нация. Если кто-то и борется с дискриминацией в области языка, то это молдаване, титульная нация. Мы, молдаване имеем право (скорее обязаны!) требовать, чтобы правительство взяло под защиту румынский язык и создало нормальные условия для его функционирования. Так почему же они требуют придать русскому языку статус второго государственного?

Да, у наших нацменьшинств есть проблема – они все русифицированы. Русифицированы гагаузы, украинцы. Почему, например, украинцы, которые являются самым многочисленным нацменьшинством в Молдове, не требуют для украинского языка статуса государственного? Есть еще проблема морального и этического порядка и она в большей степени относится к гагаузам: почему они не знают государственного языка страны, которая дала им автономию, а в качестве «спасибо» хотят затолкать в глотку этой стране язык бывшей империи как второй государственный?

Эти меньшинства либо не понимают, что русские их используют, либо сознательно играют России на руку. В том, что мы до этого докатились, виновата и сама Молдова, все правительства, бывшие до сих пор у власти, которые по разным причинам, включая и предвыборные, баловали (дали палец Ивану и всем иванизированным) вместо того, чтобы заставить их уважать законы и интегрироваться в жизнь этой страны, ставшей для них Родиной…

Те, кто сейчас требует референдума о придании русскому языку статуса официального, не понимают одной вещи: в драматические моменты молдаване могут мобилизоваться. И если до этого дойдет – мобилизуются. И тогда не мы, молдаване, титульная нация, а меньшинства будут виноваты в том, что референдум будет против русского языка и против России. Этого вы хотите? Это и получите!

Константин Тэнасе

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей