июля 19

Худрук театра Юрий Любимов разругался со своей труппой на гастролях в Чехии 25 июня, когда актеры отказались выходить на сцену до тех пор, пока им не будут выплачены гонорары. Разозленный Любимов подал в отставку.

Подобные случаи в театральной среде, к сожалению, не редкость. В марте со скандалом покинул свой пост худрук Театра им. Маяковского Сергей Арцибашев. Актеры хотя и не требовали гонораров за свою работу, но упрекали его в неудачах театра и плохом администрировании. Художественного руководителя Театра им. Станиславского Александра Галибина труппа обвинила в «странной экономической политике» и нарушениях Трудового кодекса. Уже несколько дней продолжается голодовка актеров и руководства Балашовского театра (город Балашов, Саратовская область), которые протестуют против так называемой оптимизации — сокращения труппы на 30%.

«Череда конфликтов в московских театрах — Станиславского, Маяковского, на Таганке — это все свидетельства того, что на сегодняшний день никакой системы взаимоотношений артистов и работодателей не существует. За последние 20 лет здесь воцарилось полное бесправие», — рассказал журналистам председатель независимого Межрегионального профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис.

По его словам, главная проблема работников театральной сферы — их юридическая неподкованность. Кирис считает, что скандал в Театре на Таганке произошел именно из-за того, что в коллективном трудовом договоре не было важных пунктов о гастрольной деятельности. «Я говорил с артистами театра и пытался объяснить, что в их договоре должно быть прописано, когда они получают гонорары за гастроли, за внеурочную работу и так далее», — рассказал Денис Кирис.

Отсутствие правильно составленного договора превращает художественного руководителя театра, который зачастую является и его директором, в местного самодержца.

Артисты, чувствующие, что их права нарушают, начинают бунтовать, пишут жалобные письма в департаменты культуры, а их худрукам не остается ничего, кроме как подать в отставку. В такой ситуации не выигрывает никто: театру назначают нового руководителя, и не факт, что он окажется лучше прежнего.

В киноиндустрии ситуация еще сложнее. «Наш профсоюз активно работает с 2010 года, и каждую неделю мы получаем не менее двух серьезных жалоб. Большинство — от актеров кино, задействованных на незначительных ролях или в массовке», — рассказывает Денис Кирис. Таких обмануть легче всего. Со звездами киностудиям ссориться невыгодно: они либо отобьют свой гонорар через суд, либо поднимут скандал, и тогда компания лишится репутации. А какой-нибудь статист из десятого ряда вряд ли сможет доказать свою правоту в суде. «Часто с такими актерами просто „забывают“ заключить договор, — говорит Кирис. — Причины придумывают разные: то принтер сломался, то бухгалтера на месте нет. А без договора риск остаться без зарплаты очень велик».

Причем такой риск есть не только у актеров, но и практически у всех, кто работает в киноиндустрии, — от операторов и помощников режиссеров до осветителей. «За два года в наш профсоюз поступило около 85 заявлений на 11 млн. рублей, — рассказывает Эдгар Ершов, председатель Межрегионального профсоюза работников киноиндустрии и телерадиовещания. — И это только вершина айсберга. По статистике, лишь 4% работников, чьи права были ущемлены, обращаются в профсоюзы». В должниках, говорит Ершов, — более 40 кинокомпаний.

Причем среди них не только второсортные компании-однодневки, но и достаточно известные студии, производящие контент на всю страну. Так, недавно завершилось судебное разбирательство по делу компании «Студия 1», которая снимала для канала СТС ток-шоу «Русские теноры». По словам Ершова, в их профсоюз обратились девять человек, которым не выплатили никаких гонораров за шоу. «Этих людей вывезли в Лос-Анджелес, где они проработали полмесяца, а потом не заплатили ни гроша. Договор с ними, разумеется, забыли заключить», — возмущается Эдгар Ершов. Сейчас дело по иску работников «Студии 1» завершено — пострадавшие смогли отбить заслуженные деньги, хотя и не в том размере, который обещали продюсеры перед съемками.

Если же потребовать от продюсера заключения договора, можно и вовсе остаться без работы. «Одно упоминание о трудовом договоре перед продюсером может грозить увольнением», — говорит Эдгар Ершов. По его словам, договор — это единственное, что может дать работникам кинофронта хоть какую-то уверенность в получении гонорара. Но даже если договор удалось заключить, то есть вероятность, что работнику не выдадут его на руки и оставят оба экземпляра у себя.

Однако отсутствие трудового договора — это еще полбеды. На что только не идут продюсеры и работодатели, чтобы не выполнять предписаний Трудового кодекса РФ. Одна из недавних уловок — переводить своих тружеников из статуса наемных работников в статус индивидуальных предпринимателей. Как говорит Ершов, такая практика распространена с 2006 года. Зарегистрировав своего работника как ИП, продюсеры уже могут не волноваться, что им предъявят иск по факту несоблюдения Трудового кодекса. Без лишних мук совести они могут увеличивать рабочий день до 24 часов, оставлять работников без выходных и праздников, не страховать их от травм на съемочной площадке, хотя таковые случаются довольно часто. «Иногда такие „трудовые“ отношения доходят до абсурда, — рассказывает Ершов. — Я знаю случай, когда оформляли как индивидуальных предпринимателей уборщиц, которые работали на съемках».

«В США все регулируют профсоюзы, — рассказывает известный актер и продюсер Александр Невский, много лет работавший в Голливуде. — Актеру, который не состоит в профсоюзе, гораздо труднее найти работу. Более того, и продюсеру труднее взять к себе в фильм актера, который в профсоюзе не состоит. Для этого ему придется доказывать, что никто другой на эту роль не подходит, и заплатить штраф».

Профсоюзы в США существуют с 30-х годов прошлого века, с тех пор эта система практически не давала сбоев. Каждая из профессиональных гильдий (актеров, режиссеров, продюсеров, костюмеров и т. д.) добилась для своих работников 8-часового рабочего дня, медицинской страховки и пенсионных отчислений. Если актеру вдруг пришлось сниматься больше 8 часов в день, он получает дополнительную плату, а если больше 12 — двойной гонорар. В России же 12-часовой рабочий день — это норма и далеко не предел.

«Кроме того, американский профсоюз устанавливает минимальную ставку оплаты актерского труда, — рассказал Александр Невский. — Даже актер массовки гарантированно получит за свой рабочий день 600 долларов».

По мнению Невского, в России главная проблема — это непонимание продюсерами того, что без актеров у них просто не получится фильм.

«Как капиталисты сделали выводы из всех наших революций и начали лучше относиться к рабочим, точно так же и продюсеры начали замечательно относиться к актерам, — рассуждает Невский. — Без актеров они просто не могут создавать фильмы. Причем это касается всех актеров: и суперзвезд категории A, и участников массовки. И юридическая защита актеров, и медстраховки — все это в первую очередь в интересах продюсеров».

Но кроме актеров существует еще множество других людей — гримеров, костюмеров, осветителей, без которых точно так же не состоялся бы ни один фильм. Возможно, если бы продюсеры лучше относились к этим невидимым, но незаменимым работникам, споры о том, как российскому кино догнать голливудское, были бы не такими бессодержательными.

Елена Ищенко

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей