марта 16

Коммунисты вернутся в зал заседания парламента лишь при условии, что власть и оппозиция придут к общей формуле по 78-й статье Конституции и определится дата проведения досрочных выборов.

— Владимир Николаевич, как вы оцениваете позицию Венецианской комиссии по поводу конституционной реформы и реакцию на рекомендации экспертов со стороны власти?

— В разговоре между мной и главой Венецианской комиссии Джованни Букиккьо не было ни одного противоречия. Мы пришли к общему выводу, что мы готовы предложить альянсу сесть за стол переговоров и сформулировать поправки к 78-й статье Конституции (об избрании президента). Я ждал больше десяти дней, но не появилось ни одного предложения. Вместо поиска компромисса власти решили отказаться от досрочных парламентских выборов.
Можно обсуждать что угодно, но не в условиях, когда власть отвергла все предложения Венецианской комиссии. С этим мы не согласимся никогда.

— Как вы можете оценить высказывания отдельных лидеров альянса о необязательности рекомендаций экспертов Венецианской комиссии?

— Европейские комиссии, независимо от того, кого они представляют, всегда дискутируют с нами на уровне рекомендаций, основанных на практике других стран, использованных ЕС в разных ситуациях. Они не диктуют, они рекомендуют. Но для любой европейской страны эти рекомендации — больше чем обязанность. Да, нельзя стандартизировать все страны. Но когда речь идёт о таких принципиальных дискуссиях, нужно следовать этим рекомендациям.

— При каких условиях коммунисты вернутся в зал заседания парламента?

— Лишь при условии, что власть и оппозиция придут к общей формуле по 78-й статье Конституции и вместе мы определим дату проведения досрочных выборов.

— Вы объявили о сборе подписей для объявления вотума недоверия власти. Зачем, если у альянса всё равно большинство?

— Мы понимаем, где корни того, что происходит, и ставим вопрос об отставке нынешнего руководства — путём народного референдума. Когда в парламенте раздаются сотни тысяч голосов, депутатам альянса будет сложно их проигнорировать.

— Ранее вы обвиняли правых в заталкивании страны в экономический кризис путём провоцирования досрочных выборов. Вы сейчас делаете не то же самое?

— Мы делаем не то, что хотим. Необходимо делать то, что предписывает Конституция. А она свята для всех. Нравится или не нравится, хочется или нет — они обязаны.

— Почему Филат согласился пойти по антиконституционному пути? Это может быть связано с историей о контрабанде сигарет?

— Есть информация, что господин Филат недели три назад или чуть позже был вызван на встречу с Дину Патричиу (румынским олигархом — прим. ред.), чтобы Филат принял меры по ликвидации долгов перед Патричиу за предвыборную кампанию. И, учитывая тот опыт, который он приобрел ещё с юности, Филат выбрал путь контрабанды сигарет.

По имеющейся информации, было подготовлено 10 фур с контрабандными сигаретами. Две фуры прошли «со свистом», даже не остановились на нашей таможне. На румынской они стояли, потому что там засекается время въезда и выезда фур. И вот почему-то на третьей фуре случилась заминка.

Я склонен думать, что не сработала договорённость на высшем уровне румынского руководства. Между президентом Бэсеску и олигархом Патричиу — особые отношения.

Хотя возможен и шантаж. Но я не слышал, когда альянс обсуждал вопросы об отказе от досрочных выборов, что Филат сильно сопротивлялся или имел особое мнение.

— Правительство не заказало медали к 65-летию Победы. Власть пытается наградить всех железными крестами. Как вы к этому относитесь?

— Я возмущён таким подходом, таким отношением к ветеранам, не только к ветеранам Советской армии, но даже к тем, кто только в 1944 году повернул оружие против фашистской Германии. Я думаю, что победители фашизма должны получать те медали, которые положены (по соглашению в рамках СНГ). Если этого не сделает Гимпу, то сделаем мы.

— Как вы оцениваете текущую политическую ситуацию с точки зрения разрешения приднестровской проблемы?

— Всё, что происходит в Молдове, чрезвычайно ухудшило перспективы решения приднестровского вопроса. Теперь нужно начинать всё с начала.

— Как вы полагаете, если бы ПКРМ осталась у власти, приднестровская проблема могла бы быть уже решена?

— Было очень много подвижек, разработано 8 мер доверия и много других вопросов, по которым мы существенно продвинулись. Самое главное — то, что за эти годы мы не допустили ни одного выстрела, ни одной человеческой жертвы. Это больше чем помощь в оборудовании станции для переливания крови.

Я слежу за процессом решения вопроса о разрешении движения проездов на приднестровском участке. Напомню, что его закрыли сами приднестровцы. И из-за этого мы были вынуждены за 8 месяцев построить линию Ревака — Кайнары, чтобы объехать Бендеры. Так что сейчас я пошёл бы навстречу и разрешил бы открытие участка на взаимовыгодных началах. Надо продолжать дальше.

Но куда идёт процесс в целом? Конечно, приднестровское руководство не расположено к диалогу в условиях, когда Румыния говорит о размещении противоракет в ста километрах от молдавской границы. Это разве приблизит решение приднестровской проблемы? Это сделает Россию более активным участником переговоров?

— Партия коммунистов три раза побеждала в ходе демократических выборов. И всё же... не пора ли начать дискуссии о смене названия?

— Вы сами говорите, что мы выигрываем, так зачем же что-то менять? К тому же в Европе — ренессанс коммунистического движения. Мы вступили в ПЕЛ (Партию европейских левых). У нас есть свои депутаты в Европарламенте. И скоро к ПКРМ перейдёт председательство в этой общеевропейской партии.

Нам нет нужды менять название. Нельзя спрятаться за красивым именем. Дело не в названии и не в цвете знамени, дело в знаменоносцах, в политике, в людях и в их позиции. Мы видели много партий с красивыми названиями — они проводили фашистскую политику, начинали войны, делили государства, вырождались в военные хунты и так далее. Потому у меня претензии и вопросы не к названию, а к носителям той или иной философии решений. Что могут сказать настоящие либералы о Либеральной партии Молдовы? У нас ведь партии стали называться по остаточному принципу: те названия, которые были ещё «не заняты», и использовались.

— ХДНП объявила о массовых акциях протеста. Вы присоединитесь?

— Мы готовы выйти на площадь. У нас в планах — много акций, в том числе и акции прямого действия.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей