Ноя 19

В Молдове сегодня все, что ни делается, – все к выборам. Парламентское голосование здесь менее чем через две недели. Самое время для эпатажных заявлений. Но у лидеров правящей коалиции получается: чем дальше в лес, тем больше дров надо наломать. В начале прошлой недели премьер Филат без объявления причин пообещал электорату уже в следующем году подать заявку на вступление в Евросоюз. Не отстаёт от него в "ломке дров" и временный президент Гимпу. Но у этого "дрова" предназначены для совсем другой штаб-квартиры в Брюсселе.

Гимпу обратился с открытым письмом к генсеку НАТО Андерсу Фог Расмуссену с просьбой о помощи в вопросе вывода российских войск из Приднестровья. Врио главы Молдовы убеждает, что они "постоянный источник угрозы безопасности в регионе". Это он так "написял" об операции, которая всеми международными экспертами признана уникальной с точки зрения эффективности миротворческой миссии. Благодаря присутствию российских миротворцев стороны конфликта даже не помышляют о возобновлении боевых действий. Хотя думать, наверное, думают. Прежде всего, в Кишиневе. Но сделать ничего не могут. Только писать, стенать и жаловаться.

В общем, ничего нового. Гимпу уже стоял у истоков одной войны. Это его люди в девяностых хотели запретить Приднестровью говорить по-русски и присоединить его вместе с собой к Румынии. Все это в итоге закончилось вооруженным конфликтом и, в конечном счете, вводом российских миротворцев. После того, как Кишинев потерял контроль над Тирасполем, требования о смене миротворческого формата – рефрен всей молдовской политики. Причем неважно, кто солирует. Но к НАТО, пожалуй, еще никто не обращался. Поэтому послание Гимпу в Брюсселе наверняка "пометили". Другой вопрос, оценят ли.

Ведь и в Молдове все больше склоняются к тому, что развязывать приднестровский узел следует деликатно, в переговорном ключе, с учетом интересов всех сторон. Привлечение же новых игроков, причем с ярко выраженной военной составляющей, едва ли будет способствовать поиску компромисса. Тем более, не совсем понятно, каким именно видит тот же Гимпу участие НАТО, и как он себе представляет помощь блока в принуждении России к выводу миротворцев.

Само по себе это приглашение трактуется не иначе, как попытка втянуть НАТО в приднестровский конфликт. Но так ли нужна Брюсселю эта проблема? Сейчас у него совсем не тот случай, чтобы портить отношения с Москвой. Только-только наметился какой-никакой позитив в отношениях, Дмитрий Медведев едет на саммит блока. По Афганистану решили работать вместе, по европейской ПРО обговаривают совместные варианты. И тут Гимпу со своим "Я вам пишу, чего же боле, что я могу еще сказать". Хотя все знают, что и в воле НАТО его презреньем наказать.

Партнеры Гимпу по правящему альянсу уже осудили его обращение. Демпартия назвала его неуместным предвыборным ходом, а призыв к участию НАТО в разрешении приднестровского конфликта опасной инициативой, способной поставить под угрозу статус нейтралитета Молдовы. И можно было бы отнести воззвание Гимпу к категории предвыборного творчества и забыть о нем, однако он здесь – президент. Хоть и временный. Но, учитывая политические сложности в этой стране, никто не скажет, когда именно его время истечет. Ведь мало избрать новый парламент. Надо еще, чтобы этот парламент выбрал президента. А как здесь это делают – уже известно.

Очевидно одно. Пока во главе Молдовы такие деятели, как Гимпу, о Приднестровье ей можно даже не думать. На всякий случай напомним, что Саакашвили тоже требовал вывода российских миротворцев из Южной Осетии и Абхазии. И к НАТО взывал. Можно сказать, добился своего: теперь в этих республиках нет миротворцев. Теперь там просто российские войска. Впрочем, у Молдовы с Приднестровьем еще могут быть совместные перспективы. Хотя и называют Гимпу молдовским Саакашвили, но очевидно, что повторить его в полном объеме он уже едва ли сможет. Даже если научится жевать галстуки...

Похождения

бравого солдата Саакашвейка

Официальный Тбилиси решил вернуть раздутый им же шпионский скандал в естественную среду. Там, где ему самое место, – в виртуальное пространство. Если вспомнить, что начиналась вся эта история с публикации в СМИ, то получается "утром в газете, вечером – в Инете". С перерывом, на, собственно, разоблачение и раздачу слонов бойцам грузинского невидимого фронта. Они же, кстати, и контролируют создание компьютерной версии своих "подвигов". Как сообщил министр внутренних дел Мерабишвили, это его ведомство провело операцию по инсценировке разоблачения.

Грузия создаст компьютерную игру, в которой будет ловко как бы расправляться с криминальным элементом и, само собой, выводить на чистую воду российскую агентуру. Рабочее название пока без претензий – "Полиция". Но можно предложить что-нибудь и посимпатичней. Например, "Похождения бравого солдата Саакашвейка". Скорее всего, это будет "ходилка" и "стрелялка". Поскольку на стратегию эта грузино-шпионская затея явно не тянет. Как и сам этот скандал.

Неудивительно, что к нему не проявили особого интереса ни в самой Грузии, ни в "международной общественности". По крайней мере, даже быстрый в таких случаях на реакцию Брюссель все еще хранит молчание. Хотя дело вроде бы как выглядит весьма серьезно. Шутка ли: четыре года наблюдений, внедренный в российское главное разведывательное управление грузинский агент, полтора десятка рассекреченных шпионов... Но специалистов это не впечатлило. Все уже прекрасно знают – "контрразведчики" Саакашвили горазды на подобные выдумки.

По независимым опросам, чуть ли не вся Грузия, кроме "саакашвейков", желает добрых отношений с соседями. И по-настоящему, а не виртуально. Но стране вместо реальности предлагают игру в нее. И в этом пространстве республика будет находиться до тех пор, пока не избавится от своего главного "вируса". Хотя сам себя он все еще считает президентом.

Кстати, ночью 14 ноября в небе над Южной Осетией вновь появился грузинский беспилотник-шпион. Предвестник если не войны, то военной провокации. По разведывательной этажерке был открыт огонь, после чего она покинула воздушное пространство республики. В общем, все штатно. В этом беспилотном аппарате – смысл всей грузинской госмашины: что-то выискивать, что-то вынюхивать. Машина вроде бы парит, но чуть что – спасается бегством. И кажется, что управляется, но совсем "без головы"...

"Приднестровье", Сергей Мигуля

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей