Сен 05

Как известно, Дмитрий Соин был арестован в Киеве на выходе из поезда Москва-Киев. Иными словами он ездил в Москву - что, вероятно, и стало детонатором, запустившим механизм его ареста.

Надо сказать, что положение Соина в Украине было достаточно двусмысленным. Бывший высокопоставленный офицер приднестровских спецслужб, притом, занимавшийся именно борьбой с инакомыслием, как-то очень быстро перекрасился в правозащитника. Его попытки заниматься политикой и политконсалтингом на территории Украины с точки зрения украинских спецслужб с самого начала должны были выглядеть подозрительно. Кроме того Соин даже не пытался получить статус беженца. Тут есть одна тонкость - получив такой статус, он терял возможность выезжать за пределы Украины.

Не найдя себя ни в украинской политике, ни в украинском политконсультировании, Дмитрий Соин начал организацию "секций по изучению йоги". Это занятие также не могло не вызвать подозрений украинских компетентных органов, поскольку все эти секции имели очень узнаваемые черты зачатков будущих тоталитарных сект. Организация таких сообществ справедливо рассматривается во всем мире как подрывная деятельность.

Однако непосредственных причин для ареста Соина у украинских спецслужб, по всей видимости, не было. Хотя формальный повод был, и притом - с самого начала. Как известно, Дмитрий Соин находится в международном розыске, а Украина и Молдова имеют друг с другом соглашение о выдаче.

И вот, при таких сложных обстоятельствах, в известной ситуации, сложившейся между Россией и Украиной, бывший офицер иностранных спецслужб (а бывших, как известно, на этой стезе не бывает вовсе), полковник МГБ-КГБ в отставке, занятый в Украине какой-то весьма подозрительной и неоднозначной деятельностью, вдруг предпринимает вояж в Москву. Полагаю, что этот факт в любой стране стал бы вполне достаточным - нет, не для ареста за этот вояж. А всего лишь для запуска давно откладываемой и совершенно законной с точки зрения Украины процедуры экстрадиции в Молдову. То есть, СБУ попросту вывело Соина из-под своего наблюдения, и сообщило МВД, что объект дальнейшего интереса для неё не представляет и с ним следует поступить по закону.

Дальнейшая судьба Соина зависит от того, насколько он сумеет быть интересен своим коллегам из родственных организаций. Если он сумеет убедить в своей полезности СБУ - он, вероятно, не будет выдан в Молдову - формальный предлог найдется. Если будет выдан и убедит в своей полезности коллег из СИБ РМ - то, возможно, уголовное дело против него будет спущено на тормозах. Если же Соин окажется никому не нужен и ни на что не применим, то из него, вероятнее всего, сделают пример для нынешних работников КГБ ПМР - напоминание о том, что ПМР - совсем небольшое государство, к тому же непризнанное, а мир велик, и в нём действуют соглашения о выдаче. Возможно, под выборы на деле Соина попиарятся и электоральные конкуренты в Молдове. Но это, повторяю, только в том случае, если Дмитрий Соин окажется отработанным материалом, не имеющим в запасе никакой интересной для спецслужб информации. Что касается того, что происходит сейчас - то полагаю, с Соиным работают его украинские коллеги, выясняя подробности московской поездки и прикидывая, нужен ли им Соин в каком бы то ни было виде.

Сергей Ильченко, политический аналитик

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей