Окт 18

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод в интервью Deutsche Welle заявил, что российские власти недооценивают разрушительный потенциал ксенофобии.

Известный правозащитник считает, что Россия должна ратифицировать Европейскую конвенцию по киберпреступности, а не изобретать свои законы о регулировании интернета.

Deutsche Welle: Александр Семенович, летом правозащитники отмечали спад активности национал-радикальных организаций. Но недавно было опять два случая убийства молодых антифашистов...

Александр Брод: Действительно в летнее месяцы мы все-таки наблюдали некое затишье в деятельности национал-радикалов. Но, к сожалению, этот период оказался очень кратковременным. И это затишье связано, либо с тем, что они оттачивали свое мастерство в специализированных лагерях, либо наслаждались красотами природы летом. Сейчас ситуация снова активизировалась.

Только в этом месяце мы зарегистрировали порядка 10 крупных инцидентов в разных городах. По-прежнему объектами нападения становятся уроженцы Кавказа и Средней Азии, по-прежнему велика деятельность национально-радикальных организаций. И полигоном для их деятельности становится подготовка к проведению "Русского марша", который в очередной раз они намерены провести 4 ноября в день Народного единства. Сейчас идет активная подготовка к этому мероприятию, участвуют как минимум 6 крупных национал-радикальных незарегистрированных организаций.

- С чем вы связываете этот новый всплеск деятельности националистических организаций?

- На мой взгляд, большую роль для их активизации сыграл синдром безнаказанности. Поскольку мы неоднократно за это время обращались в прокуратуру, требовали принять меры по итогам "русских маршей", которые превращались по сути в вакханалию ксенофобной активности. Там демонтировалась и фашистская свастика, и звучали призывы "Москва-для русских", "Смерть жидам". Лидер национал-радикального движения ДПНИ демонстрировал холодное оружие и призывал к его приобретению.

Но прокуратура с таким маниакальным упорством отвечала нам, что никаких ксенофобных призывов она не усматривает, и что законодательство таким образом не нарушалось. Ясно, что наша прокуратура и правоохранители недооценивают угроз, исходящих от агрессивной ксенофобии, не понимают, что при таком попустительстве это может привести к развалу страны и к угрозе безопасности для многих сограждан.

- Как вы относитесь к новому "антиэкстремистскому" законодательству, которое сейчас разрабатывается?

- Сейчас предпринимаются попытки со стороны Государственной думы снова совершенствовать закон по противодействию национальному экстремизму, в частности, по линии регулирования интернета. Но новый законопроект, который обсуждался неделю назад, был подготовлен без участия общественных организаций. Были использованы некоторые инициативы Генеральной прокуратуры, некоторых депутатов и присутствовавшим на думских слушаниях был представлен уже готовый вариант. На наш взгляд, он по-прежнему содержит риски для интернет-ресурсов, которые принадлежат правозащитным организациям, независимым журналистам и оппозиционным политикам.

Не стоит изобретать велосипед в этой сфере. Россия должна ратифицировать Европейскую конвенцию по киберпреступности, где очень четко разъясняется, что такое киберпреступность, какие сайты представляют угрозу и каким правовым образом можно регулировать интернет-пространство, не затрагивая свободу слова и самовыражения.

И в связи с по-прежнему размытостью закона о противодействии экстремизму я не знаю, чем будет заниматься новое подразделение, созданное в недрах МВД. Боюсь, как бы не пришлось ему отлавливать оппозиционных политиков и журналистов при том, что понятие "экстремизм" крайне размытое. На мой взгляд, этот закон, который принимался в 2002 году, прежде всего должен быть нацелен на пресечение деятельности национал-радикалов, издателей и распространителей фашистской литературы.

- Какие еще действия необходимо предпринять?

- Один закон, конечно, проблему не решит. По-прежнему мы наблюдаем полное игнорирование государством вопросов профилактики подобных преступлений. Необходимо просвещать население, вводить учебные курсы в школах, в высших учебных заведениях, грамотно осуществлять миграционную политику.

По-прежнему Россия живет без концепции национальной политики, без внятной миграционной политики. И население по-прежнему впитывает все те мотивы пропаганды, нацеленные на поиск врагов либо в виде зарубежных стран, либо в виде нетрадиционных религиозных конфессий, либо виде нелегальных, агрессивно настроенных и сплошь криминализированных мигрантов. Это абсолютно не соответствует действительности.

Просвещение должно строиться на общечеловеческих ценностях, на основании межнационального, религиозного диалога, толерантности в том смысле, как это предусмотрено в декларацией ЮНЕСКО от 1995 года. В ней толерантность истолковывается не как всепрощение и рабское подчинение, а именно как уважение иной точки зрения, иных взглядов, иной расы, иной культуры, в русле приоритетов прав человека и свободы выражения своего мнения.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей