мая 14

Андрей Сафонов Итак, США, занятые геополитической борьбой против Российской Федерации, всё-таки разожгли на Украине гражданскую войну. При этом неоконсерваторов и финансовую элиту Штатов, чьё благополучие всё больше зависит от новых и новых вооруженных конфликтов, меньше всего волнуют что Киев, что Донецк, что Одесса. Не обеспеченный реальной базой доллар поддерживается в большой мере гонкой вооружений, военными заказами, пуском этого оружия в ход на всё новых территориях, захватом новых рынков, уничтожением силовым путём конкурентов и просто несогласных с сохранением трещащего по швам однополярного мира.

В американской стратегии на Украине просматривается очевидная цель: одновременно обескровить Украину и лишить её экономического и технологического потенциала, ослабить поднимающуюся Россию путём разжигания полномасштабной гражданской войны у неё под боком, исключить интеграцию народов бывшего СССР с участием важнейшего ядра – Украины.

Помимо США, заинтересованной в жёстком сценарии на Украине видится официальная Варшава, которая ведёт явный курс на то, чтобы взять ослабленную Украину (пусть даже в урезанном виде) под свой фактический протекторат. С берегов Днестра это видится хорошо, потому что в 1990-1992 году Румыния вела схожую политику, стремясь присоединить к себе бывшую Советскую Молдавию. Мы пережили войну в 1992 году.

Нужно ли проходить через это Украине, самоотверженно помогавшей тогда Приднестровью, в 2014-м?

Референдум на востоке Украины – это реальность, кто бы и как к нему не относился. Реальностью станут 25 мая на части территории Украины, контролируемой Киевом, и президентские выборы.

Стороны противостояния на Украине могут теперь пикироваться, доказывая друг другу законность или незаконность действий друг друга, но это ничего не даст. Нечто похожее было между Молдовой и Приднестровьем в период между референдумами о создании приднестровской государственности и началом войны 1992 года. Хотелось бы, чтобы украинцы извлекли урок из ошибок других и не повторяли их, так как сейчас выбор жесток: компромисс или гражданская война по полной программе.

Эта пикировка не ведёт никуда ещё и потому, что у каждой из сторон внутриукраинского противостояния есть твёрдые политические союзники. Фактически Россия 12 мая сказала прошедшему референдуму «да», тогда как со стороны США и их союзников прозвучало категорическое «нет». 25 мая всё будет ровно наоборот: Запад горячо поддержит процедуру и итоги выборов, а Россия займёт противоположную позицию.

Гражданская война на Украине, к сожалению, разгорается. Точек соприкосновения между Киевом и федералистами нет. Их внешнеполитические ориентиры противоположны. Единых силовых структур в общем понимании (армия, госбезопасность, милиция) на Украине фактически тоже нет, так как их оттеснили возникшие с обеих сторон конфликта Национальная гвардия, ополчения, «территориальные батальоны», частные военизированные формирования, спонсируемые олигархами и т.п. Кое-что похожее присутствовал в бывшей МССР свыше 20 лет назад.

В результате перспектива скатывания Украины к анархии исключать нельзя.

Наш молдо-приднестровский опыт учит, что ситуация может вырулить либо на войну и раскол бывшей союзной республики, либо на переговоры и федерализацию. Но это – перспектива. А что можно сделать сейчас, чтобы пламя гражданской войны не напомнило 1917-1921 годы?

Предложу следующие возможные меры, базирующиеся опять-таки на молдо-приднестровском опыте.

Первое. Стороны конфликта официально объявляют о прекращении огня – и как можно скорее. В 1992 году перемирие на Днестре объявлялось не раз, но и нарушалось тоже не раз. Поэтому сразу надо продумать механизм по контролю над сохранением перемирия.

Второе. Вооружённые силы Украины необходимо отвести в места постоянной дислокации и продекларировать (обеим сторонам конфликта, а также руководству ВСУ), что армия может быть использована только для обороны страны от внешнего врага.

Третье. Стороны конфликта объявляют, что не будут мстить за ранее павших. Это очень трудно, но без этого кровь будет литься неизвестно сколько.

Четвёртое. Для наблюдения за ситуацией в конфликтной зоне (в местах соприкосновения, прежде всего, войск противников) создаётся орган, аналогичный Объединённой Контрольной Комиссии, эффективно мониторящей по сей день зону безопасности в районе молдо-приднестровского конфликта. Филиалы такой Комиссии можно было бы создать везде, где сейчас напряжённая обстановка.

Пятое. После создания ОКК стороны конфликта могут создать Объединённое Военное Командование, которое имело бы полномочия высылать объединённые мобильные группы для пресечения самых разных провокаций, направленных на срыв перемирия.

Шестое. Чтобы снять реальные и потенциальные противоречия между властью и избирателями, инициировать ещё до 25 мая выборность губернаторов на Украине.

Седьмое. Постепенно передать поддержание правопорядка и борьбу с уголовной преступностью только органам милиции, исключив из этого все иные формирования, в том числе включённые из политических соображений в состав МВД, так как к ним отношение у населения разное.

Восьмое. Киев и федералисты немедленно приступают к политическим переговорам о модели урегулировании конфликта. При этом логично обсуждать и федеративный вариант. Дискуссии должны затрагивать и внешнюю политику Украины после закрепления мира в стране.

Девятое. Если такие переговоры начнутся, тогда Киеву и федералистам можно продекларировать готовность создать Правительство Национального Единства из всех политических сил и регионов Украины.

Десятое. Внутреннее устройство Украины и её внешнеполитический статус могли бы закрепить созыв или масштабнейшего Съезда депутатов Украины всех уровней (таковой съезд созывался в критические периоды истории Приднестровья), или Конституционного Совещания или Учредительного Собрания.

Делать это или что-либо иное – решать украинцам.

Андрей Сафонов, приднестровский политолог

Отзывов (4) на «Приднестровский опыт»

  1. Александр пишет:

    Что это приднестровский политолог полез в Украину?
    Судя по “референдуму”, в Мариуполе, Славянске, Донецке и Луганске есть не только предатели Украины, но и фантастические идиоты, попавшие в российскую ловушку.

    У обожаемого вами Владимира Путина абсолютно нет средств, чтобы прокормить Донецкую и Луганские “народные республики”. Напомню, что угольные шахты в Ростовской области давно закрыты из-за нерентабельности. Так что, дорогие пророссийские жители юго-востока Украины, вы не получите от Путина даже жалких 30 сребреников.

  2. Николай пишет:

    Донецк и Луганск кормить не надо, они сами себя прокормят

  3. Леонид пишет:

    Перечисленные шаги в статье ни как не согласуются с интересами Правого Сектора, у которого иная точка зрения, без альтернатив и компромиссов, на обустройство страны. С ними ни милиция, ни военные не хотят лишний раз связываться, себе дороже, да и в итоге в проигрыше. Актуальнее в статье было бы рассматривать самый неприятный сценарий событий, так как всё к тому идёт.

  4. Виталий пишет:

    Люди, прозрейте - правого сектора в Украине очень мало. Не стоят они такого внимания. Вы до 2014г. слышали об Украине о том, что там”правый сектор?” -нет не слышали, задумайтесь над этим, может все таки вам навязали чье -то мнение? А вот ублюдков там много, которые грабят, убивают - с ними нужно бороться. Согласен с Александром - правильные вещи пишете.
    Но Николай видно не знает, что в Луганской области полная нищета - они ни как себя не прокормят. В Донецкой области ситуация лучше, но добывать уголь с 1,5 км. глубины ой как не выгодно. Далее думайте сами.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей