Окт 31

Бывшие днепропетровские комсомольцы сегодня отмечают 90-летие собственной ячейки. К этой дате под патронатом городского головы Ивана Куличенко состоится ряд мероприятий, а апогеем празднования будет установление монумента днепропетровскому комсомолу, средства на который собрали силами и зажиточных, и не очень его «воспитанников». Собственно, этот факт и побудил нас к размышлениям: откуда же такая трогательная ностальгия по тем временам, особенно у людей, которые на сегодня имеют значительные состояния, респектабельность, возможность видеть западный мир и, более того, быть его частью?

Конечно, нельзя исключать, что бывшие комсомольцы, а сегодня успешные бизнесмены, политики, научные сотрудники или простые пенсионеры грустят по молодости. Очевидно, доля сантиментов в этом есть. Однако не менее очевидно, что в этой ностальгии по комсомолу является еще одной (а может, и не одной) составляющей.

Комсомол, как резерв Компартии, был ее зеркальным отображением. В отличие от идейных активистов, искренне веривших в миссию построения коммунизма, их более амбициозные ровесники, которые смогли прийти к руководству комсомольскими ячейками, с молодых лет почувствовали блага пребывания, хоть и при скромной, но должности. Всесильная «шара» в большинстве случаев побеждала и идеи, и моральные принципы. Своего апогея весь фарс под названием ВЛКСМ достиг (вместе со всей системой) в 80-х годах. В это время на нужном месте очутились люди, сумевшие сориентироваться в бурных событиях и оседлать волну, заработав достаточно большие состояния и дивиденды, которыми пользуются и до сих пор. Однако время требовало и следующего — основного — шага, но большинство комсомольских лидеров, возглавив общественно-политические процессы уже в независимой Украине, этого так и не сделали. Этот шаг — изменение собственного мировоззрения: само-, времене- и пространствоосознания. Не переориентировав свои знания, возможности и ресурсы, в соответствии с требованиями времени, бывшие руководители комсомольских ячеек так и остались в душе вечными комсомольцами, любящими халявные пиры и сауны, в среде дикого капитализма, созданного их собственными руками. Они застряли в межвременье. Парадокс этого состояния в том, что если бы не развалилась система, они бы никогда не имели всего того, что имеют сейчас, но именно они больше всего ностальгируют за теми временами.

Но в мире есть другие примеры — того, что можно было иначе, и изменения сознания были возможны. Александр Квасневский — комсомолец с большим стажем — изменив собственное мировоззрение, изменил свою страну и привел Польшу в Европу. Поэтому дань бурной молодости — дело неплохое, но уже время искать выход из межвременного пространства, в котором силами комсомольцев-активистов очутилась вся страна.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей