июля 04

В «Большой политике» гадали на Юлиной карте и выясняли протестные настроения

Как и было обещано, начали с Юли. Евгений Киселев признался в сложности ситуации: суд над Тимошенко - событие знаковое, но нельзя же превращать студию в филиал Печерского суда. Потому вместо сторон в студию пригласили наблюдателей. Ведущий попросил гостей не выносить вердикта: виновна али нет, - а обсудить сам процесс.

Киселев предложил начать по порядку - с электронно назначенного Киреева. Проректор национальной школы судей Наталия Шуклина игриво попеняла ведущему, что он как-то не в правовом поле начинает... А я намеренно провоцирую, как школьник, пояснил ведущий. Это позволительно, дала добро дама и поведала, как объективно и беспристрастно у нас назначаются судьи.

Судья высшего хозяйственного суда Александр Удовиченко заметил, что сложность процесса над Тимошенко определяется не самим делом, а тем, что вокруг него творится.

Шуклина призналась, что не чувствует обвинительного уклона со стороны Киреева. Он не Вышинский и корректно ведет себя в рамках морали. Совдеповского нажима нет, ну а Юлины ходатайства были отклонены правомерно.

Это было жуткое зрелище, поделился впечатлениями Владимир Олейник. Суд постоянно оскорбляли, Тимошенко не вставала, когда требовалось...

Ведущий напомнил о том, что Хиллари Клинтон назвала процесс над Тимошенко политически мотивированным, и предоставил слово политологу Лилии Шевцовой. Та сперва призналась, насколько здорово быть в прямом эфире - в Москве с ней такого не случалось с 2004 года. Они с Явлинским, как львовяне, уже подали на украинское гражданство.

Может, Тимошенко пьет кровь младенцев, может, она сговорилась ночью с Путиным, но Янукович судебный раунд проиграл, признала гостья. Надо было пустить Юлю в Страсбург, вызволить из клетки Луценко, а то он выглядит точь-в-точь как Ходорковский. А так политический имидж Януковича лопнул, и он может стать для Запада мальчиком для битья... Позитив же процесса в том, что он затеян против бывшего лидера.

Шевцова призналась, что по прежним программам ей жутко понравился Поярков - вот, тот и понес. Он предложил сделать диски с ариями московских гостей и подарить их Луценко, который уже сидит, Януковичу, который уже не сидит, и Тимошенко, которая еще не сидит. А Тимошенко сажать нельзя - она же цементирует власть!..

Олейник выпускать Тимошенко не взялся - у нас царит закон. Пукача уже отпускали. А Юля - она та-ка-я! В свое время давила на Ющенко, чтобы тот закрыл ее уголовное дело... Вот Янукович введет новый кодекс - вообще будет идиллия.

Юле попала под каток остаточного ГУЛАГа - будет ей урок, заявил Вадим Карасев, подоспевший от Шустера. Нужно было создавать независимый суд - тогда бы не залетела. А пока людей возят в суд в клетках. В таком случае издевательства Юли над судом смотрятся логично. Да и приговор лишь придаст новое дыхание Юлиной политической карьере.

Двойные стандарты, завопил Поярков, если его будут судить, то ему позволят вести себя, как Тимошенко?.. Олейник принялся объяснять, как обращаться к судье - «ваша честь», но улизнул от вопроса Валерия Калныша о том, как свозят к суду противников Тимошенко... А на судью поглядим, когда начнется допрос свидетелей, заметил Калныш. Да и Тимошенко, по всей видимости, будет вести себя по-иному...

Предложение Шевцовой призвать в свидетели Путина и Миллера Олейник отклонил. Зато Киселев привел версию, что большой северный брат не даст маленькую Юлю в обиду. Шевцова призналась, что ничего не соображает в газовых махинациях, но готова предположить, что Путин мог бы Юле соломку подстелить, ведь именно Тимошенко видела Москва в президентском кресле.

Что было сначала - курица или яйцо? - вопросил Калныш. - Тимошенко шантажировала Путина, или Путин - Тимошенко?.. ВВП не больно рад этому процессу, заметил Карасев, но он может сдать Юлю за ряд экономических уступок.

Открыли ящик правовой Пандоры, процитировал Карасева правозащитник Эдуард Багиров. Власть может попасть в цугцванг, когда любой ход будет проигрышным... Багиров сознался, что знает многое, о чем предпочитает молчать до окончания суда, и призвал собеседников также соблюдать осторожность и не лезть поперед батьки в пекло.

Даже если все минует без сучка, без задоринки, выйдет ли процесс из политического поля? - поинтересовался ведущий. Процесс - это таинство даже для судьи, пояснил Олейник.

Если бы суд проходил над скандалистом местного масштаба, это был бы базарный процесс, заметил Андрей Ермолаев. А с Запада нечего совать нос в наши дела. Юля чуть не довела страну до дефолта!

А если контракт был политической ошибкой? - вставил Карасев. Либо правительство было непрофессиональным, либо была корысть, заверил Ермолаев и призвал похвалить власть за то, что она никак в процесс не вмешивается.

Киселев предложил погадать, какие последствия ожидаются после того, как Юле впаяют внушительный срок. Президент может ее помиловать, послышались голоса. Общество не пострадает, заметил Ермолаев. Последует нарастание страха в обществе, выдвинул свою версию Вадим Денисенко, все политики примутся трястись за собственную шкуру. Чище политика от этого не станет, только политики станут гибче... Страх хуже диктатуры, вздохнул Калныш.

В прощальных репликах Шуклина выразила надежду, что Юля будет вести себя хорошо и суд впаяет ей справедливый приговор. Карасев напомнил, что политиков не судят за политические ошибки - это участь избирателя. Поярков пожурил Юлю за наглость и хамство - а вдруг судья вынесет оправдательный приговор? Калныш предрек, что мы наконец-то узнаем реальную цену за газ. Любое решение суда будет воспринято как заказное, заверил Денисенко и пожалел Киреева, попавшегося на крючок. Зато Ермолаев записал того в новую элиту.

Украина - лаборатория для России, украинцы протаптывают брод первыми, заметила Шевцова и взвалила на нас двойную ответственность - за себя и за того русского парня.

Во второй части программы взялись за состояние умов в украинском обществе: тянет ли нас на уличные протесты? Зрителям был задан вопрос: готовы ли они участвовать в акциях против политики власти?.. Ведущий покаялся, что вопрос не больно дифференцированный и эксперты могут надавать ему по мягкому месту...

Подобной динамики роста протестных настроений Украина еще не знала, заметил Игорь Грынив. Украинцы ведь - свободолюбивая нация, а на эту свободу посягают. Причина всегда есть, а повод всегда найдется. Люди уже однажды доказали, что они не козлы.

Процессами власть стремится установить атмосферу страха в обществе, заявил Грынив. Это сказочник Поярков верит, что Киреев может вынести оправдательный приговор. Но День гнева может настать, если убьют Лесника (см. советский фильм 1985 года с соответствующим названием). Тогда нам грозит Колиивщина.

Евгений Копатько предпочел быть помягче: в обществе присутствует высокий градус тревоги и пессимизма. Возможно, люди переносят на себя события в Северной Африке. Но проблемы есть не только у власти, но и у оппозиции - люди в нее не верят. Да и с вождями у нас стало хреново... Зато народ жаждет диалога власти с оппозицией.

Радостно обнаружив, что он сидит между двумя Бондаренко, ведущий, как джентльмен, передал слово Елене. Обицянки - цяцянки, заметила она, протестовать языком мы горазды, а встать на ноги и пойти на площадь - слабо. Гостья процитировала строки из статьи Рахманина о том, что революция прекрасна, пока не началась...

Бунт - дело хорошее, а что дальше? - заметила Бондаренко. Обычно плодами революции пользуются негодяи. Вот мы уже пять лет профукали... Так что лучше ограничиться налоговыми Майданами, только без битья стекол.

Но случается, когда нужно идти на войну, заметил Грынив. И есть вещи, за которые стоит отдать жизнь. (Послышались аплодисменты.) Грынив припомнил общение Януковича с налоговыми протестующими (я с вами!), за что получил от Бондаренко обойму лестных фраз: зачем же ты врешь?! ты - бютовский технолог!

Паны дерутся - у мужиков чубы трещат, напомнил Копатько. Мы уже нафурычили во время оранжевой революции, причем главные претензии к власти появились у тех, кто ее поддерживал... А Янукович за год потерял доверие больше, чем Ющенко, вставил Грынив и поинтересовался у Копатько, на чьей стороне он был бы в Ливии.

Пока лишь коммунисты грозились выйти на улицы, дождался своей очереди Кость Бондаренко. Такое могут провозгласить, если Симоненко выйдет прогуляться по Крещатику. Революционные ситуации по Ленину нынче не работают. Так что украинцы на улицы не попрут - каждый на соседа станет оглядываться.

Протесты затеваются на экономическом подъеме, напомнил Киселев. Когда человек перестает думать про хлеб, он принимается думать о свободе, согласился с ним Бондаренко. С оранжевыми уже накололись, да и Колиивщина была провокацией, которой воспользовалась Екатерина. Так что нынче украинцев на улицу смогут вывести только провокаторы.

Чуть не взорвавшийся Поярков воскликнул: да не может быть оправдательного приговора! Но люди хотят, чтобы кончилась политическая грызня, чтобы выяснили, кто кому Рабинович, и принялись заниматься экономикой. А на площадь у нас выходят за сумму от 80 до 200 грн. Всем башляют!.. А ты сколько стоишь? - поинтересовался Грынив.

Поярков по привычке попер на коммунистов и предложил Януковичу с Тимошенко начать переговоры. Люди не хотят судебного мочила! Кто из наших лидеров готов умереть за идею? - воскликнул Поярков, от чего Ермолаев брезгливо поморщился. В ответ он описал весь спектр проблем, стоящих перед украинской властью.

В Украине строится классический капитализм с бедными и богатыми, сообщил Ермолаев. Народ не всегда понимает, чем занимается власть, и нужно ему это объяснить. А также повысить зарплаты для бюджетников... Но ведь Европа бунтует, не желал сбавлять обороты ведущий.

Точка зрения зависит от места сидения, напомнил экономист Андрей Новак, так что власть и оппозицию выслушивать бессмысленно: собака лает, а кошка мяукает. Тем временем цены реально и весьма внушительно растут. Что бы сделали греки, если бы их руководство на фоне кризиса строило себе дворцы?

Да вы же ничего не знаете! - обрушилась на Новака Бондаренко. Тот же предрек весьма не радужные перспективы. Ничего не будет, пока не вылезем из нашего Бермудского треугольника - ПР-БЮТ-НУНС... Бондаренко назвала Новака профаном и пригласила к себе на стажировку. В Греции бездарное правительство, а у нас - экономический рост.

Я не хочу, что мои дети жили в такой стране, сознался Грынив, у нас же клептократия чистой воды! И пояснил: кто не знает, что это такое, глядите в Википедии.

Шевцова призналась, что испытывает наслаждение, следя за руганью. В России такого нет. Так что берегите это!.. Россия же зависима от Украины: после Майдана в Москве начали закручивать гайки. Но если элита ни на что не пригодна, надо снова выходить на улицы. Впрочем, по сравнению с российскими нанайскими мальчиками любая элита прекрасна... На худой конец Шевцова предложила модель Бельгии, где нет правительства. В общем, вся надежда на Украину!

А 74% зрителей позвонили, что готовы выйти на площадь, ежели чего. Готовы-то готовы, а вот выйдут ли? - риторически завершил программу Киселев.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей