История, как известно, никого ничему не учит, а только наказывает за незнание своих уроков. Вот уже более трех десятилетий в Республике Молдова не изучается собственная история. Власти разных цветов и оттенков, как правило, считают это своим достижением и продолжают навязывать молодому поколению курс «История румын», который не читается даже в самой Румынии. Каким будет ответ самой истории на незнание её уроков, нам не дано предугадать.
Но историки, которые ценят истину, не могут скрывать от общества объективные факты. Общепринятая дата основания молдавского независимого государства – 1359 год. С тех пор прошло 662 года. Из них более или менее независимым Молдавское княжество существовало около 100 лет, до 1456 года, когда оно попало в турецкие объятия. Несколько столетий Молдавия, как и соседняя Валахия, являлась частью Османской империи - до 1859 г. Хотя восточная часть княжества – Днестровско-Прутское междуречье, или Бессарабия – была освобождена от турок и татар в 1812 г. Эта территория полтора десятилетия пользовалась своей автономией, а затем была уравнена со всеми прочими российскими областями и губерниями. А Запрутская Молдова стала частью объединенного государства Румыния.
В независимом княжестве господарей избирала боярская рада. В османский период господарей из местных бояр назначал султан, а затем престол Молдавии стал сдаваться турками в аренду на короткое время всем желающим. Историки знают, что лишь два господаря правили страной какое-то продолжительное время: Александр Добрый – 31 год, его внук Стефан Великий – 47 лет. Остальные 165 господарей правили княжеством в среднем по полтора года. При этом 37 господарей находились у власти менее года, 43 – год, а 21 господарь – около двух лет.
Нестабильное правление и постоянный рост налогов с приходом нового правителя породили древнюю молдавскую поговорку «Скимбаря домнилор – букурия небунилор» («Смена правителя – радость для дурачка»). А с начала XVIII в. положение ещё более ухудшилось: турки перестали доверять местной знати, и в течение полутора веков высшая власть в княжестве сдавалась грекам-фанариотам.
Изнывая под невыносимым гнетом иноземного господства, молдаване с середины XVII в. около двух десятков раз посылали в Россию официальные посольства с просьбами принять княжество в состав Российского государства. А митрополит Вениамин Костаке эти настроения в начале XIX в. выразил одной фразой: «Истинное счастье сих земель заключается в их присоединении к России!».
Это событие состоялось в 1812 г. и стало крутым поворотом в жизни населения и в исторических судьбах Бессарабии. Не только потому, что она вышла из феодального режима восточного деспотизма и вошла в европейскую державу с абсолютно иной социально-экономической и политической системой. Но и потому, что политика центра по отношению к новым землям в корне отличалась от политики османов. В одном из своих рескриптов губернатору Бессарабии император Александр выразил желание дать гражданское управление края «соответственное с её нравами, обычаями и законами. Все состояния жителей имеют равное право на наследие предков своих и на моё к ним благоволение, и всё духовенство, дворянство, граждане и народ должны найти равную защиту и покров в сём новом образовании».
Правительство России стремилось представить Бессарабию своего рода витриной для тех православных народов Балкан, которые находились под османским игом. Процветание Бессарабии в составе единоверной державы могло послужить стимулом для усиления освободительной борьбы греков, болгар, сербов, валахов и т.д. Для населения Бессарабии стратегические цели политики страны на европейском континенте вряд ли представляли какой-то интерес. Жителям этой территории было важно совсем другое.
Население получило гарантированную защиту от массовой резни, которая в Османской империи в те времена была не редкостью (вспомним геноцид армян 1915 г.). Местным крестьянам была гарантирована личная свобода и отсутствие крепостничества, а боярам – неприкосновенность их собственности, уравнивание в положении и правах со всеми господствующими сословиями страны. На многие десятилетия население было освобождено от службы в армии. Более ста лет на территории Бессарабии не велось никаких военных действий, и жители были избавлены от грабительских набегов и кровопролитных войн предыдущих эпох.
Всё это обеспечило быстрое заселение края и формирование многонациональной структуры населения здесь, как и в других частях Новороссии. В течение считанных десятилетий пустынная в прошлом земля пережила активное хозяйственное развитие и превратилась в капиталистически развитый регион торгового земледелия, табаководства и виноделия. Развитие производительных сил края способствовало зарождению новых классов, новых отношений и новой культуры, дало толчок формированию молдавской нации.
Проводниками этой российской политики в Бессарабии были местные губернаторы. С июня 1812 по ноябрь 1917 гг. 26 чиновников побывали в кресле высшего должностного лица, ответственного за положение дел в крае перед царем. Некоторые не прослужили в этой должности и года (как Александр Михайлович Тургенев, Василий Федорович Тимковский и др.). А иные руководили десятки лет (как Павел Иванович Фёдоров, чьё правление входит в пятерку самых длительных за всю историю молдавского народа). Все они являлись совершенно разными личностями.
Были среди них высшие офицеры, дипломаты, политики, ученые, чиновники. Были фигуры достаточно яркие, известные современному обществу, а были и скромные, почти незаметные. Их жизнеописание само по себе представляет значительный интерес и позволяет прочувствовать неповторимый аромат эпохи, в которой они жили. Интересны и загадки, которые оставила после себя в истории часть из них.
Но есть и черта, которая была присуща всем представителям власти в губернии: никто из них не рассматривал Бессарабию в качестве некоей добычи, отданной им на разграбление и бесконтрольное обогащение. Все местные губернаторы подчинялись закону и осуществляли в крае политику Петербурга. Конечно, она имела классовый характер и защищала интересы имущих слоёв. Но она никогда не была направлена против Бессарабии как таковой, не проводилась в ущемление прав её жителей. Другими словами, политика России в Бессарабии никогда не имела колониального характера. А губернаторы края не являлись главами колониальной администрации.
Положение резко меняется в ноябре 1917 г., когда в борьбе против революционных Советов, создаваемых трудовым населением и солдатами, выступил самозваный Сфатул Цэрий, провозгласивший себя высшим органом государственной власти в крае. Возглавили его румынские агенты Ион Инкулец, затем Константин Стере. Наконец, Пан Халиппа возглавил этот орган на 2 дня – с 25 по 27 ноября 1918 г., пока король своим декретом не распустил Сфатул Цэрий за ненадобностью.
Несколько месяцев Бессарабией правил генерал Артур Вэйтояну (июнь-ноябрь 1918). А потом Бессарабия была переведена на положение обыкновенной румынской провинции, и любые признаки молдавской государственности здесь преследовались и подавлялись. Румыны даже не сочли нужным назначить для управления захваченной ими территории специального чиновника, который бы нес ответственность за жизнь, безопасность и благополучие жителей. Зато в январе 1918 г. в Бессарабию вошли четыре румынские дивизии (50 тыс. военных), а через несколько месяцев их численность удвоилась, не считая двух полков полицейских и жандармов (по 5 тыс. чел.). Вслед за ними в оккупированную провинцию потекла широким потоком целая армия чиновников, сборщиков налогов, служащих судов, агентов сигуранцы и просто любителей поживиться за чужой счет на чужой территории.
Колонисты из Старого королевства, приезжавшие сюда, чтобы руководить местным населением, наделялись в Бессарабии землёй. Министерство земледелия Румынии совместно с МВД и Генеральным штабом румынской армии выделили 155 тысяч гектаров земли в крае для распределения среди «благонадежных» поселенцев, которые и должны были «колонизировать» и «румынизировать» провинцию. Бессарабцы считались неблагонадежными; их земли скупались за бесценок и передавались румынским семьям, приезжавшим из различных мест королевства. Каждая такая семья получала от государства 25 га земли вместе с кредитами, жилищем и инвентарем, отнятыми у русских, гагаузов, болгар, молдаван, украинцев и прочих «инонационалов».
Румынские чиновники начали организованное и планомерное ограбление края. По приказу Вэйтояну в сентябре 1918 года все крестьяне и помещики должны были в шестидневный срок сообщить властям об имеющихся у них запасах зерна и прочих продуктов. Каждой семье позволялось оставлять на пропитание по 30 пудов продуктов. Всё остальное изымали специальные румынские чиновники.
Кровавый колониальный режим в Бессарабии румыны стали устанавливать с первых дней оккупации. Только за первые три года оккупации румыны вырезали в крае более 30 тыс. бессарабцев, которые противились их режиму или просто были неосторожны в общении. Румынские суды рассматривали дела местных жителей скопом, – «процесс 48», «процесс 270», «процесс 500»… И приговоры к расстрелу, каторге, тюрьмам сыпались как из рога изобилия. Румыны без особого смущения рассматривали Бессарабию как свою колонию, а захваченное население – как людей низшей расы. Румынский поэт Скарлат Каллимаки в 1935 году писал: «С момента румынской оккупации и до сих пор Бессарабия характеризуется как колония с местным населением низшей расы; отсюда и исходит необходимость применения методов, специфичных для руководства колонией».
И всё же румынская оккупация Бессарабии межвоенного периода по степени бесчеловечности и зверств не идет ни в какое сравнение с румынской фашистской оккупацией Бессарабии и Транснистрии 1941-1944 гг. По размаху массовых убийств населения и масштабу государственного геноцида румыны нисколько не отставали от своих немецких единомышленников, а в чем-то их даже превосходили. Правители Бессарабии генералы Константин Войкулеску и Олимпиу Ставрат, как и фашистский правитель Транснистрии профессор Георге Алексяну, превратили захваченную землю в могилу для сотен тысяч населявших её мирных жителей. Вся вина их заключалась только в том, что они родились и мирно жили на этой земле.
Победы Красной Армии, победа всех народов Советского Союза в Великой Отечественной войне не позволили нацистам осуществить свои планы в полной мере. Геноцид евреев, цыган, молдаван, русских, украинцев, гагаузов и всех других жителей нашей земли был остановлен, а некоторые его устроители, в том числе Антонеску и Алексяну, понесли наказание. С распадом СССР и образованием независимой Молдовы проблема её государственности вновь приобрела политическую актуальность. Не исключено, что какие-то влиятельные политические силы вновь сумеют загнать Молдову в ярмо румынского управления под заманчивыми лозунгами «вступления в Евросоюз», принятия «общеевропейских ценностей» и проч.
Как скоро это случится и случится ли это вообще, трудно сказать. Но уроки истории нам надо помнить хорошо, чтобы не быть наказанными за их незнание.
Николай Бабилунга, профессор истории
Отзывов (3) на «Уроки истории надо помнить»
Оставьте свой отзыв
- Как правильно фотографироваться
- Аудитория молдавского интернета
- Продление налоговых и таможенных льгот
- Старт предновогоднего марафона
- Актуализация сумм госпошлины
- Благоустройство новой зоны отдыха
- Оппозиция требует перемен
- Европейская делегация посетила Тирасполь
- Господдержка предприятий реального сектора экономики
- Вернисаж к юбилею
- Обзор нарушений прав и свобод жителей ПМР
- Фанфары Днестра
- Октябрьский прожиточный минимум
- Основы госполитики в области ядерного сдерживания
- По наказам избирателей
- Радикалы нагнетают
- План развития системы среднего профобразования
- Финансово-экономическое положение дел
- Текущая ВЭД ПМР
- Евросоюз провоцирует общественный раскол
- Поддержка молочного животноводства
- Ресоциализация осужденных
- Учения о суверенном интернете
- Различия систем ГЛОНАСС и GPS
- Полезное в кукурузных хлопьях
- Начинаются испытания вакцины от рака
- Диктатура в растерянности
- Протокол ДТП без участия ГАИ
- Пора сменить резину
- Впереди Ялта-2025
- Единый налоговый платеж на доходы
- Никто не верит!
- Октябрьский индекс цен
- Правовое регулирование норм дуального обучения
- Провокации и оголтелая русофобия
- Лесистость Приднестровья
- Запрет рыболовства на зимовальных ямах
- Шкатулка народного творчества
- Диктатура готова на жесткие ходы
- Рецепты установления фашистского режима
24 Фев 2021 в 21:29
678: Смотри на Украину и делай выводы! Будет хуже чем в 1941 - 1945 г.г.
24 Фев 2021 в 21:29
Уважаемый Бабэлунгэ Н. Вы занимайтесь графома́нией — ,,патологическое стремление к многописательству, к сочинению произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях, псевдонаучных трактатов и т. п. Страдающий графоманией может сочинять «научные труды» в областях, в которых не разбирается, писать художественные произведения при полном отсутствии каких бы то ни было творческих способностей[. Написанное графоманами большей частью банально или даже бессмысленно по содержанию”.
Был такой, ваш колега,тоже сепаратист, депутат, кишиневский профессор Яковлев. Он тоже сошел с ума. Писал тоны бумаги таким же творчеством. Перешел как и Сафонов в Тирасполь, а затем где-то на Урале. Сильно бредил. Разговаривал почти все время со Сталиным. Родственики отказались от него. Лечение не помогало.Умер в одиночестве в психоневрологическом стационаре. Жаль что так погиб человек который вдруг увлекся сепаратизмом, ненавистью к собсвенному народу.
24 Фев 2021 в 21:31
А этот экскурс в историю есть в учебниках истории???