мая 03

Приднестровье и УкраинаСегодня на территории Приднестровья проживает более 50 тысяч граждан Украины – это самая большая диаспора в Европе. Однако, по данным последнего опроса, страна, от которой исходит главная угроза Приднестровью, это… Украина – 41,9%. Почему же в регионе, где раздавали украинские паспорта, украинцы добились абсолютно противоположного эффекта?

Красный, синий, голубой — выбирай себе любой

«Парад паспортов» начался в Приднестровье через несколько лет после вооруженного конфликта 1992 года, когда мятежный регион, который штурмовали бригады националистов из Молдавии, взяла под свое крыло Россия, остановившая кровопролитие. Именно тогда, поняв, что жители Левобережья оказались, по сути, в блокаде (советские паспорта уже упразднили, а местные никто не признал), Россия в упрощенном режиме решила предоставлять свое гражданство желающим. Что, в общем-то, логично, учитывая благодарность и лояльность населения за безоговорочное окончание войны на Днестре.

Как в этой схеме появились украинцы, уже никто не помнит, но деятельность они развили не просто бурную, а во многих местах — кипучую.

«В те времена не было ничего проще, чем получить гражданство Украины. Можно было даже не быть этническим украинцем, а просто иметь кого-то проживающего на территории соседней страны. А таких оказалось десятки тысяч — в советские времена границ не было, тут расстояния такие, что все в пределах видимости — вот тут стоишь ты, а тот холмик — уже украинский», — говорит жительница Приднестровья, русская по национальности Людмила, которая именно таким образом стала «громадянкой» Украины, где в Одесской области проживали ее родители.

Это называлось «получение паспортов в упрощенном режиме» — в Тирасполе (столица Приднестровья), в «хрущевке» на первом этаже, в переоборудованной квартире был открыт так называемый «Украинский дом», куда вахтовым методом выезжали раз в неделю сотрудники консульства.

«Работа у них спорилась, паспорта получали в течение 15 дней, редко — месяца. Если возникали какие-то проблемы с документами, то все решалось в секунды, на многое просто закрывали глаза. Такое ощущение, что украинцы выполняли спущенный сверху план по количеству», - рассказывает Людмила.

Зачем становились гражданами Украины те, кто зачастую имел к ней самое далекое отношение, в общем-то, объяснить можно — в сторону Молдавии, страны, которая развязала конфликт, никто даже не смотрел. Получение российского паспорта все-таки не было формальностью и занимало достаточно продолжительный период. А тут — документ всеми признанного государства, позволяющий более-менее передвигаться не только по Приднестровью. Кроме того, многие брали паспорт «ради детей», поскольку совсем рядом была Одесса, где еще со времен Советского Союза сохранились крепкие вузы, а преподавание велось в основном на русском языке.

Вторая волна раздачи паспортов случилась в 2006 году, когда на тот момент президент Молдавии Владимир Воронин вдрызг разругался с приднестровской властью. Именно тогда последние обратились к представителям официальных властей Украины с просьбой не допустить экономической блокады Приднестровья и оказать поддержку украинской диаспоре. Помощь была оказана — еще одним массовые появлением «украинцев» на отдельно взятом небольшом пятачке земли.

В общем, к 2015 году в Приднестровье образовалась весьма многочисленная диаспора граждан Украины. К этому времени у многих жителей региона уже было гражданство Молдовы, позволяющее путешествовать по Европе без виз, и гражданство России, позволяющее не только легально трудиться в той же Москве, но и получать российскую пенсию. У особо хозяйственных приднестровских граждан был весь набор — российский, украинский, молдавский и даже болгарский (когда-то огромному селу Парканы повезло с тем, что тут компактно проживали болгары, своей исторической родины до этого не видавшие) паспорта.

От любви до ненависти один паспорт

За последние пять лет много воды утекло в Днестре, но еще больше расстроились приднестровско-украинские отношения. Если до 2014 года здесь на президентских или парламентских выборах открывались избирательные участки, то теперь волеизъявление возможно исключительно в молдавских городах — в Бельцах и Кишиневе. Если раньше посол Украины был тут частым гостем, то теперь «украинские приднестровцы» вряд ли его даже по фамилии назовут. Если ранее продлевать тот же самый загранпаспорт Украины было сущей формальностью, то теперь в посольстве в столице Молдавии могут развернуть человека «до следующего раза» из-за отсутствия, к примеру, нужного количества копий какого-либо документа. Таких историй на приднестровских форумах — тьма.

Конечно же, дело не в зловредности украинцев. Соседи мстят приднестровцам за однозначную поддержку России во всех ее спорах с Украиной, включая территориальные. Более того, большинство местных жителей надеялось на создание пророссийской «дуги» — проекта «Новороссия» — Донецк-Луганск-Харьков-Николаев-Одесса-Тирасполь.

В итоге «Русской весны» не случилось, но осадочек у Киева остался. Причем, до такой степени, что украинские власти не раз говорили: стоит серьезно опасаться со стороны Приднестровья вооруженного нападения на Незалежную. В Винницкой области во время объявленного в декабре 2018 года Порошенко военного положения на границе с Приднестровьем даже вырыли ров от греха подальше, который, наверное, должен был остудить пыл воинствующих граждан непризнанной республики.

Именно по причине «холодной войны» во время недавних президентских выборов украинские дипломаты были кровно заинтересованы в том, чтобы явка была как можно меньшей. И они своего добились — в первом туре проголосовали около 1500 местных украинцев, во втором — чуть более 600. Напомню: из 50 тысяч, имеющих право голоса.

Приднестровье стало своего рода небольшой проекцией Украины: результат выборов примерно тот же, отношение украинских властей к согражданам — примерно такое же.

Мирослав Войтенко, Украина

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей