Приднестровье в 1992-1995 годы
Начиная с июля 1992 г., на развитие событий в Приднестровье в значительной степени оказывала влияние политическая фигура командующего 14 ГОА РФ генерала А.И.Лебедя.
Появившись в Приднестровье в конце июня 1992 г, генерал-майор Лебедь 3 июля выступил на пресс-конференции в Тирасполе и охарактеризовал ситуацию следующим образом: «… Я официально докладываю, что здесь, на территории Приднестровья, нет ни посткоммунистического, ни прокоммунистического, ни неокоммунистического, никакого другого режима. Здесь просто живут люди, которых систематически иезуитски и зверски уничтожают таким способом, что эсесовцы образца 50-ти летней давности просто сопляки. Военный Совет армии располагает обширными кинофотовидеоматериалами и готов предоставить их для рассмотрения любой комиссии, назначенной международным сообществом…
На эту благодатную землю легла тень фашизма. Я считаю, что бывшая огромная страна должна об этом знать. И должна вспомнить чего ей стоило 47 лет назад сломать фашизму хребет. И должна вспомнить о том, чем оборачиваются уступки фашизму и должна принять все меры к тому, чтобы фашисты заняли свое место на столбе». Главным программным тезисом речи А.И. Лебедя стал «вооруженный нейтралитет» российской армии. Усилиями руководства 14-й армии в значительной мере способствовали прекращению позиционных боев. С этого момента А.И. Лебедь стал пользоваться безграничным доверием и поистине всенародной любовью приднестровцев, как «человек, остановивший войну». Он, в частности был удостоен звания «человек 1992 года», а в сентябре 1993 г. был избран депутатом Верховного Совета ПМР.
Однако назначение «решительного» генерала Лебедя, взамен «нерешительного» командующего 14-й армии Неткачева преследовало далеко идущие планы: не допустить массового перехода под юрисдикцию ПМР частей 14-й армии (тем более, что примеры уже были, - так, саперный батальон, расположенный в с. Парканы под командованием полковника И.Дудкевича, перешел под юрисдикцию ПМР ____ июня 1992 г.).
Кроме того, определенные политические круги России, делавшие ставку на реинтеграцию Молдавии, были заинтересованы в смене несговорчивого руководства ПМР. Был разработан план по его «смещению».
Уже в ноябре 1992 г. в «Литературной газете» появляется статья И.Гамаюнова, в которой впервые выдвигаются обвинения в коррупции в адрес руководства ПМР. Затем последовал скандал, связанный с заявлением председателя Верховного Совета ПМР Г.С.Маракуца о том, что А.И.Лебедь предложил ему участвовать в государственном перевороте, с целью «свержения» Президента ПМР И.Н.Смирнова.
А.И. Лебедь вместе с военным комендантом г. Тирасполя полковником М.Бергманом провел пресс-конференцию, на которой в качестве сенсации говорилось о том, что министр государственной безопасности В.Шевцов и зам. Министра внутренних дел Н.Матвеев выдают себя не за тех, кем они являются на самом деле, что их настоящие фамилии Антюфеев и Гончаренко. В.Ю.Антюфеев и Н.С.Гончаренко, действительно, вынуждены были жить в Приднестровье под псевдонимами, ибо они стали персонами нон-грата в Латвии после того, как вплоть до августа 1991 г. более 80% личного состава МВД Латвии, отказывались присягать на верность независимой Латвийской республике.
«Разоблачения» генерала Лебедя в условиях политических преследований этих офицеров носили явный оттенок доносительства. Еще больший резонанс было призвано иметь следующее «разоблачение» - заявление А.И.Лебедя о том. Что добровольцы из Приднестровья были в числе защитников Белого дома в ходе октябрьских событий 1993 г. в Москве, после того как 21 сентября 1993 г. Президент России Б.Н.Ельцин указом № 1400 отменил действие Конституции Российской Федерации и объявил распущенным съезд народных депутатов РФ.
Обсуждение новостей