Приднестровье в 1992-1995 годы
А.И. Лебедь на пресс-конференциях и в выступлениях по кабельному телевидению неоднократно заявлял о «доказательствах отправки в Москву не только боевиков из батальона «Днестр», но и посылки туда оружия», а на чрезвычайной сессии ВС ПМР 14 октября пытался добиться отставки силовых министров ПМР «за причастность к событиям в Москве». Когда это не удалось, он в знак протеста сложил с себя полномочия депутата Верховного Совета ПМР.
Обвинения в адрес руководства ПМР, так и не были им подтверждены документально.
Однако следует отметить, что в течение 1993, 1994 и 1995 г., спекулируя на значительных экономических сложностях ПМР, на кризисных явлениях в экономике, вызывавших определенную социальную напряженность, командующий 14-й армией продолжал попытки создания в ПМР оппозиции. Возглавила оппозиционную группу депутатов Тираспольского Совета народных депутатов С.Мигуля – (одна из руководителей женского забастовочного комитета (1991 г.), с 1992 г. – лидер «Союза женщин в защиту Приднестровья»). Информационный ресурс оппозиции должны были обеспечить газета «Днестровская правда» и кабельное телевидение «АСКЭт», газета 14-й армии «Солдат Отечества». Сколь-нибудь значительной поддержкой, однако, оппозиционно настроенные депутаты не пользовались. А после того, как 19 июня 1994 г. на многотысячном митинге в Бендерах выступление генерала Лебедя было встречено дружным свистом, а также после его демонстративного отказа в феврале 1995 г. от звания «Почетный гражданин г. Бендеры», авторитет генерала в Приднестровье резко пошел на спад.
Однако, никто и никогда в Приднестровье не ставил знака равенства между имевшим большие политические амбиции и планы российским генералом (1996г. – А.И.Лебедь баллотировался на пост Президента Российской Федерации) – и проблемой российского военного присутствия в Приднестровье.
Позиция приднестровцев в данном вопросе оставалась неизменной: Россия является главным гарантом поддержания мира в регионе.
В 1995 году, когда было еще очень свежо воспоминание об агрессии Молдовы, крайне остро встал вопрос о выводе из Приднестровья 14-й армии Российской Федерации. 21 октября 1994 года было по этому поводу подписано соответствующее молдо-российское соглашение о статусе, сроках и условиях вывода 14 ГОА Российской Федерации, которым устанавливался срок вывода войск – три года.
В связи с подписанием соглашения у приднестровцев усилилась тревога за свою судьбу, будущее своих детей и внуков. Эта тревога была связана с предполагавшимся выводом армии и планировавшейся передачей части техники и имущества 14й армии Республике Молдова. Это тем более было тревожно, так как в Молдове вновь резко активизировались националистические прорумынские силы. Народ Приднестровья прекрасно понимал, что руководство Молдовы при поддержке ОБСЕ, Совета Европы и особенно США, предпринимает все возможное для скорейшего вывода 14-й армии из Приднестровья, что должно было знаменовать вытеснение России из региона. В условиях, когда ПМР оставалась непризнанным государством, а Молдавия продолжала укреплять свои вооруженные силы, когда в результате подписания Молдавией программы НАТО «Партнерство во имя мира», сфера влияния блока НАТО могла значительно приблизиться к территории России, вывод российских войск являлся несвоевременным и нецелесообразным с точки зрения стратегических интересов самой России.
Молдова все активнее начала оказывать давление на Российскую Федерацию в вопросе «неправомерного нахождения на территории Республики Молдова военного контингента Российской Федерации» (хотя речь шла о территории ПМР)
Обсуждение новостей