Ноя 15

Что происходит в Молдове

Как говорится, не прошло и полгода, а в Молдове вспыхнул очередной политический кризис. Правда, ожидать иного было практически невозможно, учитывая особенности правящего альянса. Тут все было вопросом времени, и это время пришло.

Говорить о том, что ничего не предвещало беды в Молдове глупо. Сам факт коалиции между пророссийской Партией социалистов и прозападным блоком «ACUM» как бы намекал нам на то, что скоро будет мясо. В нормальных условиях даже соглашение между этими политсилами было бы невозможно ввиду кардинальной разницы в идеологии. Но в июне этот нюанс предпочли отложить в сторону. Причем, нельзя даже сказать, что партии пошли на мировую ради того, чтобы избавиться от мозолившего всем глаза Владимира Плахотнюка. Их вынудили пойти на мировую внешние силы – США, ЕС и Россия, которых токсичный олигарх задолбал не меньше. И едва ли в Вашингтоне, Брюсселе или Москве кто-то реально рассчитывал на то, что созданная в Кишиневе коалиция станет революцией в мире политики, примером единения интересов Запада и Востока.

С самого начала лидер ACUM, а потом и премьер Майя Санду предпочла наплевать на коалиционное соглашение и взяла вполне очевидный курс. Долгое время даже было обидно за социалистов – со стороны казалось, что их, представителей крупнейшей парламентской фракции, поимели бывшие оппозиционеры. Даже кабмин отдали прозападному блоку. Но для ПСРМ в этом было куда больше смысла, чем может показаться. Исполнительный орган власти был передан в руки политиков, которые власти в своей жизни еще не видели. Итог был соответствующим: Санду со своим правительством так и не смогла похвастать конструктивными решениями, зато бросалась критикой в адрес президента и периодически грозилась внеочередными парламентскими выборами.

Для социалистов было важно отсрочить такое развитие событий, так как, чем дольше представители ACUM находились у власти, тем больше они доказывали, что можно вытащить человека из оппозиции, но оппозицию из человека – нельзя. Санду понимала, что расклад не в ее пользу, потому и пошла ва-банк.

В начале ноября неожиданно для всех, в том числе и для соратников, премьер решила внести поправки в закон «О прокуратуре», заодно воспользовавшись статьей Конституции, которая позволяла правительству обойти парламент, взяв на себя ответственность за такой шаг. Суть изменений заключалась в предоставлении премьеру права единоличного представления кандидатов на пост генпрокурора. Автором идеи стала министр юстиции, а в прошлом сотрудница Фонда Сороса Олеся Стамате. Вообще, надо понимать, что столь радикальная идея вряд ли родилась в пределах блока «ACUM». Уж слишком хитроумным являлся этот шаг. Беспроигрышного варианта здесь практически не было. Начнем с того, что было бы, если б социалисты не пошли на отставку правительства.

Санду, а значит и стоящие за ней западные элиты, получила бы полностью лояльного генпрокурора. А кто такой генпрокурор? Это чиновник, который может лишать неприкосновенности депутатов и вести уголовные дела против политиков. Недаром Плахотнюк и его демократы цеплялись за этот пост в годы правления. Очевидно, что для социалистов этот расклад был невыгоден. Прокуратура могла снова превратиться в репрессивный орган со вполне очевидными целями, ведь в США сомнительному молдавскому альянсу радовались не больше. Уничтожив ПСРМ, Запад получил бы над Молдовой полный контроль, потому правительству Санду и был объявлен вотум недоверия.

Но тут надо учитывать, что в этой партии было лишь два варианта развития событий, а значит зачинщики такой провокации прекрасно осознавали, что роспуск кабмина – вполне реальный исход. Как мы уже говорили, правительство Санду не радовало достижениями, а коалиционные связи мешали ей развернуться. Теперь она предстала перед нами в роли «жертвы», которая якобы стремилась бороться с коррупцией, но ей этого сделать не дали. Есть даже версия, согласно которой с этим она намерена ворваться в гонку за кресло президента. В этом есть смысл, учитывая, что выборы пройдут уже в следующем году.

Что же до расклада в парламенте, то есть основания для формирования абсолютно прозападного альянса между ACUM и Демократической партией. Для социалистов такой расклад неприем. Да, с ДПМ у молдаван связаны не лучшие воспоминания. Во времена Плахотнюка партия здорово косячила, но теперь Плахотнюка нет. Такой расклад устраивал бы, в первую очередь, Вашингтон по вполне очевидным причинам. Социалистам здесь сложнее, так как союз с ДПМ для них не подходит как из-за токсичности последней, так и из-за все тех же идеологических расхождений. Однако до тех пор, что наиболее вероятно, в Молдове сформируют кризисное правительство, что для республики не нова.

Евгений Гаман

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей