Авг 05

Гагаузская автономия на юге Молдавии выступила в защиту русского языка. Как сообщил глава Гагаузии Михаил Формузал, с 1 августа документация, поступающая в регион из Кишинева без перевода на русский, возвращается обратно. При этом власти автономного образования ссылаются на молдавское законодательство, утвердившее еще в 1989 году такой порядок вещей.

Скандал, в центре которого неожиданно оказался русский язык, начался с румынского. По Конституции государственным языком в Молдавии считается молдавский, но в числе школьных предметов таковой не значится, а преподается румынский. О том, следует ли считать эти языки идентичными или это один и тот же язык, в Молдавии спорят уже 20 лет. Часть общества настаивает, что молдавского как такового не существует, есть румынский, на котором говорят молдаване.

Это в основном та категория населения, которая выступает за объединение Молдавии с Румынией и ощущает себя румынами. Таких немало, но большинство граждан Молдавии все же не хотят отказываться от собственной – молдавской – государственности и соответственно молдавского языка. Гагаузы, которые живут в автономно-территориальном образовании на юге республики, в этот спор до поры до времени не втягивались. Согласно автономному законодательству, в регионе действуют в основном школы с преподаванием на русском языке, где молдавский (он же румынский) изучается как отдельный предмет. Такое положение вещей не устраивало кишиневские власти, но гагаузы устроили обучение в школах по своему усмотрению. Учебники в автономию поступали из Москвы. Несмотря на такой, с точки зрения Кишинева, изъян в образовании автономии, Центр и гагаузская периферия соблюдали правила игры и открыто не ссорились. В нынешнем году языковой спор не только разгорелся, но его градус превысил все допустимые пределы. Фактически Комрат (административный центр автономного образования «Гагауз-Ери» – «Гагаузская земля») отказался говорить с Кишиневом по-румынски, предложив перейти на русский.

Началось все, как рассказал башкан (глава) Гагаузии Михаил Формузал, с того, что 100 выпускников школ региона (10% от общего числа) завалили государственный язык и соответственно не получили диплом бакалавра. Принимала экзамен комиссия, в состав которой, по словам башкана, не включили преподавателей из автономии. На предложения властей Гагаузии найти компромиссный вариант и все же выдать выпускникам дипломы в Кишиневе ответили отказом. И тогда в Комрате выдали свои – без упоминания о госязыке. Дипломы, как отметил Михаил Формузал, отпечатаны на государственном и русском языках. 1 августа министр просвещения Молдавии Михаил Шляхтицкий заявил, что дипломы о присвоении степени бакалавра, выданные по решению Народного собрания Гагаузии выпускникам местных лицеев, не сдавшим экзамен по госязыку, недействительны и молдавские вузы не будут их принимать. Но, как оказалось, гагаузские выпускники уже зачислены в вузы других стран. Хотя глава Гагаузии отказался назвать их, удалось узнать, что это Россия и Турция. Следует отметить, что Турция особо опекает Гагаузию, так как гагаузы – тюркоязычный народ, правда, православного вероисповедания.

Что же касается переписки с центральными органами власти, то, отметил Формузал, она должна вестись на двух языках, как положено по закону. А депутаты Народного собрания Гагаузии решили обратиться в Конституционный суд республики, чтобы получить ответ на вопрос: почему госязыком в Молдавии провозглашен молдавский, а в школах преподают румынский язык и историю Румынии?

«Молдова дала гагаузам не культурную автономию, что обидно, а территориальную», – прокомментировала ситуацию депутат Либеральной партии Молдавии, заместитель председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы Анна Гуцу. «Мы докатились до того, что Формузал нам угрожает, что будет жаловаться в европейские структуры, что их, гагаузов, нарушены права, потому что они, гагаузы, не хотят учить официальный язык Молдовы». Скандал продолжается.

Светлана Гамова

Отзывов (4) на «Комрат отказался говорить с Кишиневом по-румынски»

  1. Surgutov пишет:

    «Молдова дала гагаузам не культурную автономию, что обидно, а территориальную», – прокомментировала ситуацию депутат Либеральной партии Молдавии, заместитель председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы Анна Гуцу. «Мы докатились до того, что Формузал нам угрожает, что будет жаловаться в европейские структуры, что их, гагаузов, нарушены права, потому что они, гагаузы, не хотят учить официальный язык Молдовы» - это говорит человек котрая приехала с Румыния,и которая работает на партию румын,на это Гимпоса и Киртоса.Которые сами отказываются говорить с журналистами на русском.Так в чем тогда проблема!Как Кишинев с нами так и мы с ними,на каком языке хотим разговаривать на таком и будем.

  2. EarShot пишет:

    У гагаузов особые, облегченные условия для поступления в вузы Кишинева, хотя бы поэтому могли бы выучить гос язык, неважно как он называется. Да и учат гос язык национальные меньшинства в разных странах не потому что их заставляют а потому что язык в первую очередь облегчает контакт, это способ общения. А без общения как сможет участвовать меньшинство в жизни государства. А что до тех 100 учеников которые не сдали экзамен, так я уверен что в Молдове их больше, но никто не начал возмущаться, видите ли, ущемляют наши права. А другие дети Гагаузии как-то выучили и не жаловались… По моему это просто смешно, давайте будем играть жертву…

  3. Mona Lissa пишет:

    Ну ччто ещё ножно сказать…. каждый со своими тараканами ))))

  4. Malibu пишет:

    #2# поддерживаю на все 100%, в Кишиневе полно русских школ и все ученики сдают экзамен на гос язык, а Михаил Формузал за счет этих 100 учеников, на которых если честно мне кажется ему начхать, преследует свои интересы, и пропагандирует вражду между Молдовой и Гэгаузий

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей