марта 30

Сегодня, согласно позиции, озвученной в ходе парламентских слушаний в Госдуме, вопрос о признании независимости Приднестровья связывается с возможным отказом Молдовы от вступления в НАТО. Такой отказ закладывается в основу нового витка переговорного процесса. Но в ситуации, когда с высокой степенью вероятности можно предполагать скорую реализацию Украиной своих устремлений в НАТО, расчет на то, что в альянс не вступит Молдова, весьма эфемерен. С одной стороны Молдовы - Румыния, член НАТО, а с другой стороны - определяющаяся со своими приоритетами по вступлению в НАТО Украина. Задачей переговорного процесса между Молдовой и Приднестровьем обозначается построение общего государства, то есть наделения Приднестровья автономным статусом в рамках Республики Молдова. С учетом заявлений Президента Республики Молдова В.Воронина о том, что все договорено, но речь идет об автономии, приднестровским сценарием является повторение Гагаузии. К слову, на сегодняшний день Гагаузию покинуло более половины трудоспособного населения, в упадке находится экономика автономии. Гагаузы в правительстве Республики Молдова практически не представлены, они не участвуют в принятии политических решений страны, в самой Гагаузии многие ключевые посты занимают представители титульной нации - молдаване. Гагаузский сценарий приднестровцам хорошо известен. Его повторение приведет к оттоку приднестровцев в Россию, а подобная форма урегулирования - к уходу России из Приднестровья. История переговорного процесса по урегулированию молдо-приднестровского конфликта вам тоже известна. На столе переговоров лежали планы по различным моделям федерализации, включая уже было одобренный всеми сторонами Меморандум Козака в 2003 году. Тогда уполномоченный представитель Президента Российской Федерации Д.Козак отметил, что "отказ от подписания парафированного и согласованного документа отбрасывает назад переговорный процесс, в очередной раз поворачивая его вспять. Д.Козак назвал такое решение Президента Молдовы дефицитом политического мужества и показателем договороспособности. Молдова решительно отказалась от реализации всех планов по урегулированию, приняв в 2005 году в одностороннем порядке свой закон об автономизации Приднестровья, не обсудив свои предложения в рамках переговорного процесса и существующего формата "5+2" и решительно заявив о сохранении унитарной государственности. Налицо перманентная имитация переговоров, в ходе которых Молдовой предпринимаются односторонние меры в виде всевозможных блокад и ограничительных мер, делающих двусторонний диалог бессмысленным, и создающих ситуацию, при которой приднестровцы вынуждены покидать свою территорию.

Сегодняшняя ситуация показывает нам, что, к сожалению, речь идет не об "отложенном статусе", а об откладывании решения вопроса, которое ведет к утере влияния России в данном регионе. Это очевидно, поскольку уровень жизни пророссийски настроенного населения Приднестровья сегодня в разы уступает уровню жизни населения Украины, России и Белоруссии. Если действия с откладыванием решения вопроса будут продолжаться, то нынешняя модель существования Приднестровья, не подкрепленная экономическими и социальными возможностями развития, столкнется лишь с углублением и расширением кризиса. Анализируя реальные действия властей Молдовы на протяжении 17 лет, становится очевидным, что в очередном поиске модели сосуществования кроется еще большее "замораживание" конфликта. Иные перспективы не вырисовываются. Заложниками политического торга, заложниками стремления сохранения унитарного государства - Молдовы, остаются сотни тысяч человек, в том числе граждан России, фактически лишенных права достойно жить и развиваться, свободно передвигаться, осуществлять полноценную экономическую деятельность. Поиск какой-либо новой модели статуса Приднестровья в рамках единой и неделимой Молдовы сегодня напоминает изобретение нового автомобиля, который оснащают современными новаторскими деталями, пытаются придать ему идеальную форму, а потом отправляют в путь по разрушенной и не подлежащей восстановлению дороге с убогим грунтом.

При взгляде на сложившуюся ситуацию изнутри, из Приднестровья, у многих создается впечатление, что политическая целесообразность и геополитические интересы отодвинули на задний план юридические и исторические предпосылки образования приднестровской государственности, равно как и отодвинули факт волеизъявления граждан, проживающих в Приднестровье, как бы освобождая место для новых стратегических направлений сотрудничества Молдовы и России. А взгляды многих приднестровцев, тем не менее, устремлены в сторону России. Приднестровцы пристально наблюдали за разделением Сербии и Черногории, когда решение принималось на основе плебисцита. Приднестровцы внимательно следили за реакцией России на заявления об уникальности Косово, когда представители российского государства открыто выражали несогласие с такой уникальностью и заявляли о том, что Косово, безусловно, создаст прецедент, в связи с которым Россия будет выстраивать свою политику на постсоветском пространстве. Приднестровцы, как и многие другие, внимательно следят за действиями международного сообщества в процессе признания независимости Косово, а также действиями России в отношении Приднестровья в связи со случившимся "косовским прецедентом". Также внимательно следят в Приднестровье и в странах СНГ, как Российской Федерация - правопреемник СССР, страна - гарант, страна, претендующая на мировое лидерство, сможет принять решения в зоне своего влияния, защищающие свои собственные интересы и интересы своих граждан и соотечественников.

Страницы: 1 2 3 4 5

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей