Авг 17

Верховный Совет ПМР На приемах граждан, которые я провожу на своем округе, из 10 человек 6-5 человек обращаются именно с вопросом трудоустройства. К сожалению, эта острая проблема характерна не только для моего округа, но и для всей нашей республики.

Основная задача государства – обратить внимание на решение данной проблемы, потому что она тянет за собой много других моментов и процессов. Эту проблему можно разделить на две составляющие: занятость людей среднего возраста на селе и занятость молодежи. Если мы не будем заниматься решением этого важного вопроса все вместе, мы потеряем молодежь. Мы и так её уже теряем. А, как известно, за молодежью будущее. О каком будущем государства можно говорить, когда молодые люди хотят остаться здесь работать, но, к сожалению, нет реальной возможности. Поэтому эту проблему нужно брать на особый контроль, прорабатывать её и реализовать.

Да, есть один документ. Я считаю, что он стал первой попыткой решения этого вопроса. Правительство утвердило своим постановлением целевую программу, которая так и называлась: «Развитие сел в Приднестровской Молдавской Республики». Очень объемный документ, содержащий 15 приложений. Я ознакомился с ним. В нем просчитан объем финансирования для реализации данной программы. Это более 500 миллионов рублей. Довольно серьезные средства... Но в этой программе нет самого главного. Ни в приложениях, ни в самой программе нет механизма реализации одного их главных вопросов – трудоустройства сельского населения.

Да, можно отремонтировать школы, можно отремонтировать садики, поликлиники, развивать инфраструктуру села, реконструировать... Но после этого – что дальше? Этим должен кто-то пользоваться, в этом должен кто-то жить, кто-то работать, а для этого нужны рабочие места.

Во времена Советского Союза, помним, были крупные колхозы, совхозы. И мои родители работали в колхозе, и родители моих одноклассников. Были рабочие места. Вся инфраструктура села, социальная сфера держалась на колхозах, совхозах. Но они, к сожалению, распались в начале 90-х. И что у нас произошло? Проявился кластер новых землепользователей, которые не нуждаются в таком объеме рабочих рук. Так как в основном этот труд более механизирован, применяются современные технологии. И получается, что большинство жителей села остались без работы, наедине с собой, со своей проблемой. Да, у всех жителей сел есть свои приусадебные участки, огороды. Они держат домашних животных: коров, коз и др. Это поддерживает семьи. Но государство в этом процессе если и участвует, то лишь косвенно. А над этим вопросом нужно было серьезно задуматься еще вчера, потому что завтра может быть уже поздно! Поэтому, даже если брать за основу эту программу, её нужно доработать и привлекать к этому вопросу не только государственный инструмент.

Мы часто говорим о том, что бизнес должен быть социально ответственным. Это должно касаться, в том числе, и сел нашей республики, потому что там есть крупные землепользователи. Некоторые из них занимаются трудоустройством, поддержкой села. Но далеко не во всех селах это есть. По сути, они являются правопреемниками тех больших коллективных хозяйств, совхозов, колхозов. И земли остались в тех же объемах. Да, жителей на селе осталось меньше, но заботиться о них также необходимо. Считаю, что со стороны государства важно вести диалог с этой прослойкой предпринимателей. Для того чтобы они частично брали на себя социальную ответственность перед селом в плане содержания инфраструктуры и обустройства.

Здесь возможно применение на государственном уровне дифференцированного механизма по использованию земель. У нас зачастую проще выращивать зерновые. Они не требуют какого-то колоссального ручного труда, привлечения рабочей силы. А вот, скажем, если выращивать какие-то другие культуры, где нужен ручной труд? Это будет способствовать частичному решению острого вопроса занятости на селе. Вопрос решается, если села расположены рядом с крупными объектами. Вот, к примеру, село Незавертайловка Слободзейского района, расположено рядом с Молдавской ГРЭС. И много жителей нашего села работают на ГРЭС. Но не во всех селах есть рядом такие крупные объекты.

Медицинское обслуживание, благоустройство, переработка продукции

Помимо главной проблемы, много и других, не менее острых и требующих решения. К примеру, в больших селах есть поликлиники, в маленьких, причем далеко не во всех, есть лишь ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты). И те, к сожалению, часто не в надлежащем состоянии. Т.е. вопрос качественного медицинского обслуживания сельского населения стоит в первой тройке актуальных вопросов, наряду с вопросами занятости. Людей, естественно, не могут не интересовать вопросы обустройства улиц, дорог, освещения. Потому что это на сегодняшний день тоже проблема. Да, благо 2-3 года подряд, программным адресным методом, в селах местные Советы утверждают свои программы дорожного фонда, определяют, где, в каких объемах ремонтировать. Т.е потихоньку эта работа налаживается. Но, опять же, для кого мы все это будем делать? Люди должны оставаться на селе, должна оставаться молодежь! Для того чтобы она оставалась, нужно обеспечить людей рабочими местами, создать условия труда. Для этого нужно рассматривать вопросы создания мини-фабрик, мини-заводов, мини-цехов на селе, которые займутся обработкой выращенной продукции, в том числе руками жителей, сельского населения. У нас есть села, которые специализируются на выращивании тех или иных овощей, фруктов. В Кицканах и Парканах, к примеру, это огурцы, помидоры, зелень. Незавертайловка всегда славилась клубникой, черешней, яблоками. Нужно сделать дорожную карту сел нашей республики. Посмотреть, где можно было бы внедрять небольшие производства. Крупные производства, которые были во времена Советского Союза, себя давно изжили. В нашем селе был завод по производству соков, и рядом в селе Красное был крупный соковый завод. Естественно, производили для масштаба большой страны. Поэтому нужны были люди, рабочие руки, которые бы перерабатывали продукцию. На сегодняшний день этого нет. К вопросу необходимо возвращаться, и как можно быстрее.

Паи: справедливое решение вопроса

Есть много других проблем. Часто на прием приходят люди и обращаются по поводу паевых сборов, паевых сертификатов на землю. Практически 99 процентов жителей села работали в коллективных хозяйствах, и я считаю, что у них есть право претендовать на пай, т.е. на землю. И это справедливо. В этом году Верховный Совет на законодательном уровне отрегулировал некоторые вопросы. Мы приняли решение, чтобы категорию людей, которые имеют право на пай, увеличить. Если ранее, по положению, сертификат на земельный пай могли получить мужчины, которые проработали в колхозе или в совхозе не менее 35 лет, и женщины – не менее 25 лет, то мы эту планку снизили до 20 лет, т.е. расширили норму закона. Считаю, что нам нужно дальше идти по этому пути.

Нужны пастбища

Есть проблемы во многих селах с пастбищами. Если сельским жителям негде пасти скотину, то держать её очень проблематично. Необходимо постоянно закупать корма, но в этом случае, как говорится, овчинка выделки не стоит. Площадь пастбищ за последние годы сильно сократилась, поэтому считаю, что этот вопрос тоже необходимо решать на государственном уровне. К сожалению, сегодня есть попытки отдать пастбища под те или иные проекты. Так, недавно в селе Незавертайловка мне пришлось разбираться с вопросом. На единственном пастбище, где паслось стадо коров более 80 голов, наши чиновники хотели обустроить луговое нерестилище, якобы под государственные нужды. Этот вопрос принял определенный социальный градус в нашем селе, мне пришлось вникать, вмешиваться в его разрешение... Пока консенсус найден, все работы приостановлены. Проблема серьезная, нужно пересматривать отношение к ней и решать. И не просто формально, где то под Молдавской ГРЭС, под высоковольтными опорами, выделить 40 гектаров и сказать, что вот здесь пастбище. Поверьте мне, это не совсем правильный подход. Возникают вопросы элементарные: а как же перегонять этот скот? Через город Днестровск? А потом, возле ЛЭП вообще нельзя находиться ни животным, ни человеку.

Часто возникают вопросы и по водоснабжению. У нас есть на сегодняшний день села, улицы, где до сих пор нет воды. Люди пользуются колодцами, пробуривают скважины. Была государственная программа, но, к сожалению, она свой срок действия закончила, но так и не смогла решить всех проблем жителей, особенно в сельской местности. Надеюсь, программа будем продолжена, потому что вопросы эти не сняты до конца.

Реализация сельскохозяйственной продукции: государственный подход

Куда вывозить сельскохозяйственную продукцию? На сегодняшний день это острейшая проблема. Как я говорил, во многих селах люди специализируются на выращивании определенной продукции. Приведу пример села Незавертайловка. Всегда свою продукцию жители вывозили в Одессу, Одесскую область, Киев. Люди собирали черешню, абрикосы, оптом сдавали и знали, что за лето они могли заработать какие-то средства, для того чтобы детей одеть в школу, обуть, перезимовать, осуществить какие-то свои домашние проекты. На сегодняшний день ситуация на Украине изменилась, и отношения между нашими странами стали более жесткими. Но все равно нужно искать варианты, чтобы дать людям какие-то послабления на границе. Если мы не можем договориться с нашими соседями для того, что бы наши сельские люди смогли выезжать и реализовать свою продукцию, значит, нужно переходить к другому механизму. Т.е продумать, как у людей эту продукцию здесь, на месте, забирать, используя, к примеру, заготовительные конторы, перерабатывать и находить возможности ее реализовать либо на внутреннем рынке, либо на внешнем, например, в Российской Федерации. Но всем этим нужно заниматься, очень профессионально и очень кропотливо. Пока, к сожалению, на сегодняшний день, этого нет.

Надеюсь, что рано или поздно мы к этим вопросам вернемся, начнем их отрабатывать совместно: и Верховный Совет, и правительство, и все заинтересованные структуры. Государство должно быть заинтересованно в одном – чтобы житель на селе от этого выигрывал. На сегодняшний же день люди проигрывают. Им негде реализовать эту продукцию. Внутренний рынок мал и нестабилен. Особенно в прошлом году, когда у пенсионеров и бюджетников удерживались 30 %, соответственно, покупательная способность упала. Это чувствовали сельские жители, которые пытались реализовать свою продукцию в Тирасполе. Она стоила копейки. По сути, затраты на выращивание этой продукции себя не окупали.

В этом году ситуация лучше, но так же нестабильна. Нужно создавать условия для того, чтобы жители на селе были заинтересованы наряду с другими землепользователями выращивать как можно больше качественной, экологической, собственной продукции, а государство должно обеспечить этот процесс от момента закупки до переработки и реализации. К примеру, в Белоруссии государство работает с фермерами, делает заказ: «Вы мне вырастите в срок такой-то объем продукции, такого-то качества, и уже моя забота, что я дальше с этим буду делать, как переработаю и на какие рынки сбыта я эту продукцию вывезу». Вот, в принципе, нам нужно по этому алгоритму следовать. Тем более что мы аграрная страна. И если село не будет кормить город, то кто будет кормить?! Всегда село кормило город. Сельские люди умеют и любят трудиться. Но им нужно создавать хотя бы минимальные условия, для того чтобы они понимали, ради чего они живут в селе, ради чего работают и есть ли у них перспектива на будущее. Я думаю, мы к этому придем рано или поздно. Если мы не будем это делать, то мы можем потерять село, а потеряв село, мы столкнемся с еще большими проблемами. Поэтому, пока есть еще время повлиять на это процесс, повернуть его в другую колею, которая приведет не к обрыву, а к нормальному развитию, нужно уже сейчас. И вопрос не ждет.

Вадим Дони, депутат Верховного Совета ПМР

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей