Авг 31

Нормандская четверка

Украинская сторона в течение недели проводила пиар-кампанию по новой встрече в «нормандском формате». Украинские власти анонсировали, что 28 августа должна состояться встреча советников лидеров стран-участниц.

На таком уровне обговариваются условия будущих переговоров, которые могут пройти как в формате руководителей государств, так и глав МИД, а в 2015 году в Париже вообще произошел саммит расширенных делегаций России, Украины, ФРГ и Франции.

Москва договоренность о такой встрече не подтвердила, а два дня назад глава Офиса президента Украины Андрей Ермак отметил, что по просьбе Франции встреча советников лидеров «нормандского формата» перенесена на 10 сентября.

Одновременно с этим другие украинские политические деятели рефлекторно заявили, что в «срыве переговоров» виновата РФ, хотя непонятно, были ли они хоть как-то обговорены и не является ли эта риторика плодом фантазий Украины.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заметил, что подготовка к встрече лидеров государств «нормандского форма» не завершена – такой «вывод нельзя констатировать», «вряд ли это кто-то сейчас может сделать».

Данная позиция России логична. Украина в течение шести лет систематически саботирует Минские соглашения и не выполняет полностью даже самый простой пункт в виде «обмена пленными», не говоря уже об амнистии, выборах и особом статусе Донбасса.

Единственным достижением Киева является прекращение огня в Донбассе, которое действует более 30 дней и которое на Украине считают поводом для встречи лидеров. Очевидно, что украинцы хотят показать, что они активно работают на этой площадке.

Только украинское «домашнее задание» было значительно шире, а на его выполнение отводилось четыре месяца. У Киева существует алиби в виде пандемии коронавируса, но в действительности перед нами саботаж и нежелание Украины выполнять Минские соглашения.

«Россия считает необходимым проводить результативные встречи «нормандского формата», а считать их такими, если украинцами не выполнено «домашнее задание», не приходится. Поэтому российская сторона считает необходимым продолжить подготовку, но не назначать встречу лидеров «нормандского формата», - констатирует Константин Затулин.

После того как к власти на Украине пришел Владимир Зеленский, Киев начал добиваться встречи лидеров «нормандского формата».

Желания выполнить Минские соглашения у украинской стороны как не было, так и нет, но данный саммит рассматривался на Украине как один из атрибутов признания Зеленского в качестве полноценного президента.

Зеленский победил на волне протестного голосования против Петра Порошенко и рассматривался всеми не как политик, а как юморист.

Россия в 2019 году пошла на уступку и согласилась на встречу лидеров, которая не проводилась с 2016 года, хотя Украина не сделала реальных действий в сторону реализации Минских соглашений. В результате состоялся декабрьский саммит в Париже, где был обговорен план действий на четыре месяца с последующей повторной встречей весной, но Киев не выполнил «домашнее задание».

Политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что на сегодня предмета для встречи лидеров «нормандского формата» нет.

«Никакого предмета для разговора на уровне лидеров нет. Если встречу на уровне политических советников еще можно провести, как обмен мнениями, то на более высоком уровне необходимо четко вербально обусловить, что Украина будет выполнять взятые на себя обязательства. Неслучайно, что после того, как стало ясно, что встреча не состоится, украинский вице-премьер, который отвечает за реинтеграцию, заявил, что Киев может принять отдельный закон по выборам в ЛНР и ДНР», - заключает Брутер.

Только разговор идет не о принятии Украиной «отдельного закона», а согласованного в рамках «нормандского формата». В этом году на Украине должны пройти очередные местные выборы, но Донбасс снова был «выключен» из данного процесса.

«На Украине ничего согласовывать не хотят, поэтому вопрос стоит очень просто. Россия не должна участвовать в переговорах ни о чем – переговоры должны быть конкретными, о конкретных вещах, а Украина должна выполнять то, под чем она подписалась в рамках второго варианта Минских соглашений», - резюмирует Брутер.

Если Украина не продемонстрирует такую позицию, то любая встреча лидеров «нормандского формата» будет беспредметной.

«Во время подписания «Минска-2» было ясно, что отсутствует решение, которое бы являлось общеприемлемым. «Минск-2» был средством для остановки войны, но не для прочного мира в Донбассе», - констатирует Брутер.

Только украинцы подписали Минские соглашения, поэтому его пункты представляют собой обязательства Киева, от которых Украина не может отказаться в одностороннем порядке. «Хитрая» тактика саботажа успеха украинцам не принесет.

«При подписании Минских соглашений стороны ограничились локальным результатом, но альтернативы им нет. Украина постоянно требует себе дополнительные уступки, но не имеет на это оснований», - заключает Брутер.

Дмитрий Сикорский

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей