Ноя 07

Недавно Маркелис Булатовас, ветеран войны, был осужден литовской Фемидой едва ли не показательным судом. Вернее, в определенном смысле – показательным судом. Чтобы иным неповадно было, чтобы спали с ночными кошмарами и видениями из давно минувших лет. Фронтовик, после войны призванный на службу в органы госбезопасности, получил семь лет лишения свободы. Суд решил, что Булатовас, как сотрудник КГБ, участвовал в расстреле «лесных братьев». Тех резистентов, которые вели вплоть до середины 50-х годов партизанскую войну против советской власти.

Случай с Маркелисом - еще одно доказательство, что в Литве у советской части истории нет срока давности. Тем более нынче, когда вступили в силу поправки в Уголовный кодекс, карающие за «отрицание, восхваление и принижение преступлений советского режима». Дайнюс Жалимас, глава Института международного права Литвы, консультант авторов поправок, настроен благодушно:

«Если человек будет говорить, что Советский Союз ссылал людей и делал это правильно, потому что эти люди были против советской власти, вот тогда это преступление. А если он скажет, что ему хорошо жилось при советской власти, так это дело плохого вкуса».

Рафинированное литовское общество вполне хладнокровно отнеслось к такому решению политиков. Лишь у единиц оно вызвало возмущение. Альгирдас Палецкис, председатель Социалистического народного фронта Литвы и по сей день не скрывает возмущения: «Сыплют соль на раны России постоянными напоминаниями о так называемой оккупации. Что за этим кроется? Интересы сугубо меркантильные, сугубо экономические. Ведь если Россия признает эту оккупацию, сразу же придет счет о возмещении ущерба».

Между тем механизм охоты на ведьм раскручивает свои маховики. Из Каунаса и Панявежиса приходит информация о преследованиях против борцов с националистами и пособниками фашистов. Как правило, дела против стариков возбуждаются по статье «геноцид».

На этом фоне странным, если не глупым, звучит заявление директора Центра по исследованию геноцида и сопротивления народа Литвы Бируте Бураускайте. Оказывается, целый ряд фамилий командиров литовских партизан, боровшихся с советской оккупацией, израильский сайт Ассоциации литовских евреев безосновательно включил в списки тех, кто убивал евреев. В первую очередь, это относится к известным руководителям послевоенного сопротивления Юозасу Лукше и Адольфасу Раманаускасу.

Всего на упомянутом сайте опубликовано около 3 тысяч фамилий жителей Литвы, которые участвовали в Холокосте. По этому поводу госпожа Бируте утверждает, что начато исчерпывающее и детальное исследование. Литва стремится в наиболее короткие сроки создать компьютерную базу участников Холокоста, установить хотя бы примерное число литовских граждан - пособников нацистов, участвовавших в массовых убийствах евреев в Литве.

Далее – самое сногсшибательное.

По данным Бураускайте, в этом году были проверены 885 фамилий из списка. Из них в уничтожении евреев могли принимать участие только 322 человека. Кроме того, она признала, что ученые, исследуя документы, обнаружили новых людей, которые могли быть пособниками нацистов и истреблять евреев.

И гениальный вывод, возможный только в нашей супердемократической стране: не все командиры литовских партизан убивали евреев.

Удивительно, как в головах чиновников не помещается простая мысль: даже один партизан, тем более – партизанский командир, участвовавший в Холокосте, дискредитирует все движение послевоенного сопротивления. А ведь речь уже официально идет не на десятки – на сотни пособников фашистов, из которых давно вылеплен образ национальных героев и мучеников.

322 человека из 885 – практически одна треть. Если тенденция сохранится, то из списка в три тысячи примерно тысяча будет замешана в той или иной степени в Холокосте.

Однако даже эти вопиющие факты и предположения не в состоянии притормозить процесс возвышения преступников. Никто пока даже не заикается, что у части ранее награжденных борцов за независимость следует отобрать государственные награды в связи с вновь открывшимися историческими фактами.

Наоборот, идет прямо противоположный процесс.

Недавно Командорским крестом был награжден Казис Калпокас. Как сказано в официальном представлении – учитель, командир отряда стрелков-добровольцев, участник восстания 1941 года, впоследствии – командир партизанского отряда, один из организаторов подпольной борьбы против совесткой власти в Восточной Литве. Так после 57 лет забвения человек исключительной биографии, сложной и трагической судьбы наконец-то оценен по заслугам.

Интересно, каковы эти заслуги?

Фактически биография Калпокаса начинается с июня 1941 года, когда он участвует в восстании. Конкретно ни роль повстанца не указана, ни его боевые дела. Просто – участник восстания.

Нас всегда занимала интересная мысль: почему среди участников восстания 1941 года нет людей, отличившихся в спасении евреев? Ответ прост: им не было когда спасать. Они охотились и убивали. Попутно уничтожая разрозненные и деморализованные группы бойцов отступающей Красной армии и ее одиночных солдат.

Далее в биографии кавалера Командорского креста провал длиною в три года, хотя нетрудно догадаться, чем именно он занимался. Официально об этом говорить как-то неудобно: слишком грязная получилась бы биография.

Всплыл Калпокас осенью 1944 года. 11 ноября участвовал в боевой стычке с группой сотрудников НКВД, после которой затих до 12 декабря. В этот день его отряд отметился боем с чекистами. Далее – перерыв в боевой биографии до весны.

Собственно говоря, это все. Иные детали неизвестны: как воевал, с кем воевал до декабря 1951 года? 9 июня 1952 года резистенту был вынесен смертный приговор. По решению военного трибунала Прибалтийского военного округа он был расстрелян.

К сожалению, прокуроров не интересуют такие судьбы. Никто не торопится выставить счет за убийства мирных жителей, несовершеннолетних и малолетних детей, хотя время предъявления таких счетов давно пришло.

Вместо этого Фемида в лице государственных чиновников разного уровня радуется: не все партизанские командиры были убийцами. Только тридцать процентов.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей