июня 25

Митинги в МолдовеЕвроинтеграция – означает полный отказ от суверенитета. В ходе переговоров о вступлении в ЕС из Молдовы вытряхнут всю душу. По «пути в Европу» брюссельская бюрократия и отдельные страны-члены принудят Кишинев принять все их условия. Румыния заставит отказаться от названия народа, языка, а возможно, и от названия самого государства. С Православной церковью, канонически связанной с Московским Патриархатом в ЕС не пустят. Заставят признать и однополые браки, и все остальные «прелести» ЛГБТ. Государственные институты должны будут окончательно перейти под полный контроль Брюсселя.

«Таков самый вероятный сценарий евроинтеграции, который означает окончательную утрату остатков суверенитета Молдовы. Но давайте представим себе чудо: диагноз поставлен правильный, народ и элита одумались, решили исправить ошибки и вернуть Молдове утраченный суверенитет. Как это сделать?», - предлагает немного помечтать кишиневский политолог Дмитрий Чубашенко.

В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ

1. Национальный интерес.
Лозунг национального интереса, который начали продвигать некоторые молдавские политики, сам по себе правильный, но только эти политики и эту идею извращают. Например, сейчас национальный интерес заключается в том, чтобы оппозиция выдвинула общего кандидата, который смог бы выиграть президентские выборы. Но в ситуации, когда лидеры оппозиции не способны договориться даже по такому вопросу, их дальнейшие абстрактные рассуждения на тему национального интереса теряют смысл.

2. Прагматизм.
Во внешней политике национальный интерес означает прагматизм. Такой курс, в частности, стремятся проводить Венгрия и Грузия, которые могли бы стать образцом для подражания и для Молдовы.

Венгрия, хотя является государством-членом не только ЕС, но и НАТО, не дает втянуть себя в общую конфронтацию Запада с Россией, выстраивает прагматичные торгово-экономические отношения с Китаем, выступает одним из внутриевропейских «редутов» сопротивления безумной политике либералов, захвативших руководящие структуры ЕС.

В Конституции Грузии уже записана цель вступления в ЕС и НАТО. Эта бывшая советская республика, как и Молдова, получила статус кандидата в члены ЕС. Но грузинское руководство на деле следует национальному интересу – отказывается открывать еще один фронт в войне Запада с Россией, поддерживает торгово-экономические отношения с Россией, пытается ограничить законными рамками политическую деятельность финансируемых Западом НПО, намеревается запретить ЛГБТ-пропаганду.

Такой курс не вписывается в современный еэсовский мейнстрим, но в Тбилиси считают, что грузины имеют право идти против течения, если этот мейнстрим не отвечает национальному интересу Грузии, противоречит традиционным ценностям грузинского народа.

3. Патриотизм.
Суверенитет не может существовать без патриотизма (национализма). Те же Соединенные Штаты, с их представлением об американской исключительности и лозунгом «Америка превыше всего», – типичное националистическое государство. Проблема в том, что, будучи сами националистами, американцы пытаются навязывать свою внутреннюю либерально-демократическую модель всему остальному миру, что встречает сопротивление со стороны национализма (патриотизма) других народов и государств, которые хотят жить по собственным, не либерально-демократическим моделям.

Особенность находящихся у власти в Кишиневе политиков в том, что они не молдавские, и даже не румынские (несмотря на их паспорта) националисты – они местный «отряд» западных глобалистов, которые вообще не признают никаких национальных суверенитетов. Вся интрига с такой властью в том, «ляжет» ли она под Вашингтон напрямую, или через «прокладки» в Брюсселе и Бухаресте.

Более того, этот «отряд» даже не либерально-демократический, потому что те авторитарные, репрессивные методы, которые он использует во внутренней политике, полностью противоречат канонам либеральной демократии – уважение к правам и свободам личности, правовому государству и др.

Если когда-то в Кишиневе появится другая власть, которая захочет продолжить курс на евроинтеграцию, она должна будет в ходе переговоров с Брюсселем отстаивать интересы Молдовы, а не выступать, как нынешние, в роли «табула раса», на которой переговорщики с той стороны могут рисовать все, что угодно. Вопрос в том, согласится ли сам ЕС с такой суверанистской евроинтеграцией Молдовы.

4. Запрет на двойное гражданство для руководителей, силовиков.
Родившаяся в Париже Саломе Зурабишвили, когда она захотела стать президентом Грузии, отказалась от французского гражданства, потому что так требовал грузинский закон.

Молдова не может быть суверенной, если не введет запрет лицам с двойным (множественным) гражданством занимать должности президента, председателя парламента и депутатов, премьер-министра и членов правительства, сотрудников спецслужб, руководителей силовых структур.

5. Закон об иноагентах.
В Молдове, по примеру других, в том числе западных, стран, должен быть принят закон о контроле за деятельностью неправительственных организаций и средств массовой информации, финансируемых из-за рубежа.

6. Запрет на голосование на избирательных участках за рубежом.
В соответствии с документами Венецианской комиссии и практикой других европейских государств в Молдове должен быть введен запрет на голосование на выборах на избирательных участках за рубежом. Решать, какая власть должна быть в Молдове, должны люди, которые живут здесь, а не за границей.

7. Исправление геополитических перекосов
Сегодня внешняя, оборонная и политика безопасности Молдовы перекошены в сторону Запада. Исправление этого перекоса объективно невозможно без нормализации отношений с Россией.

Кстати, в контексте темы этой статьи, Россия, в отличие от некоторых других партнеров Молдовы, признает молдаван за самостоятельный народ с собственной идентичностью, языком, и не тащит их силой в свои интеграционные, как экономические, так и военно-политические объединения.

Что бы там ни говорили, Россия до сих пор признает и территориальную целостность Молдовы, в отличие о тех, кто собрался интегрировать в ЕС (Румынию) Бессарабию без Приднестровья.

В условиях войны в регионе и глобальной конфронтации Запада и России разговоры об интеграции Молдовы в Евразэс – это точно такая же демагогия, как и обещания евроинтеграции. Надо честно признать, что в обозримом будущем Молдову не возьмут ни в ЕС, ни в Евразэс, а потому лучше ей стоять там, где стоит, и не разрываться на шпагате в противоположные стороны. От таких геополитических шараханий суверенитета не прибавится.

В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ

1. Банки.
Молдавское государство должно вернуть контроль над банковским сектором. Национальный банк не должен быть филиалом международных финансовых организаций, а коммерческие банки не должны принадлежать только иностранным инвесторам.

У государства должен быть хотя бы один, если не классический коммерческий, то инвестиционный банк (фонд), через который правительство могло бы реализовывать стратегические проекты развития с привлечением как бюджетных средств, так и иностранных кредитов, и капитала.

2. Энергетика.
При нынешних ценах и тарифах на энергетические ресурсы национальная экономика не может быть конкурентоспособной, а бюджетная и социальная сфера – жизнеспособными.

У государства должны быть свои предприятия по производству энергии, ее транспортировке и хранению, в частности, хотя бы одна нефтяная компания. Было бы хорошо построить в Молдове и атомную электростанцию.

3. Инфраструктура.
Объекты стратегической инфраструктуры должны принадлежать государству. Международный порт в Джурджулештах должен быть национализирован.

4. Внешние партнеры.
Выбор внешних партнеров, инвесторов, рынков сбыта должен определяться выгодой для Молдовы, а не чуждыми для нее геополитическими мотивами.

В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ НАРОДА, ДУХОВНОСТИ, КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

1. Долгосрочные меры поддержки молодежи (образование, жилье, работа) с целью уменьшения эмиграции, восстановления численности населения.

2. Исправление перекосов, допущенных в процессе «реформирования» доуниверситетского воспитания, государственная поддержка школьного образования, повышение социального статуса школьного учителя.

3. Поддержка Православной Церкви Молдовы.

4. Денонсация Стамбульской конвенции. Запрет пропаганды ЛГБТ.

«Можно расширить список мер, которые необходимо принять для восстановления суверенитета Молдовы. Но все эти интеллектуальные упражнения будут и дальше оставаться пустым сотрясением воздуха, если эти планы некому будет реализовывать на практике», - продолжает Дмитрий Чубашенко.

По его мнению, пока все выглядит так, что молдавскому народу, который продолжает утекать за границу, суверенитет не интересен. Эти народные настроения механически воспроизводятся и на политическом уровне.

«Современные политические руководители и высокопоставленные чиновники Молдовы, просто не поймут, если кто-то будет им говорить про суверенитет, роль государства, культурный код. Эти люди даже в либеральной демократии, которую их учили продвигать, ничего не смыслят. Про более сложные вещи даже смешно с ними говорить», - заключает Дмитрий Чубашенко.

Владик Магу, специально для NewsPMR.Com

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей