Сен 14

После того, как 7 декабря 2009 года провалилась попытка Альянса «За европейскую интеграцию» (АЕИ) избрать лидера входящей в него Демпартии Мариана Лупу президентом, спикер парламента Михай Гимпу начал то и дело выкидывать всевозможные политические фортеля, называя их почему-то «козырями» и хвастая, что их у него в рукаве припрятано ещё немало на все случаи жизни.

К сожалению для Михая Гимпу, все его козыри были в итоге биты, лишний раз доказав полную интеллектуальную и политическую несостоятельность как самого лидера либералов, так и его наплодившихся советников, некоторые из которых, кстати, были в своё время инструкторами ЦК КПМ.

Но Михая Гимпу не смутили неудачи, и 9 марта 2010 года он достал из рукава свой новый козырь, выступив с инициативой о принятии новой Конституции Республики Молдова, чтобы избежать, таким образом, досрочных парламентских выборов.

Но и на этот раз удача отвернулась от Гимпу: уже 15 марта 2010 года Венецианская Комиссия решительно указала молдавским либералам на недопустимость реализации этой авантюрной затеи.

Ну и что? Михай Гимпу тут же вытащил из рукава ещё один козырь, издав указ о формировании Комиссии по осуждению тоталитаризма, которая, следуя его указаниям, предложила на полном серьезе запретить символику ПКРМ и ее название, тем самым, уничтожить своего главного конкурента в борьбе за власть.

Однако и этот козырь, на который либерал Михай Гимпу возлагал большие надежды, в итоге также оказался битым: остальные партии Альянса, учитывая негативную реакцию молдавского общества, решили не доводить дело до общенационального скандала и спустили на тормозах его «ценную идею».

Но не на того напали! Неугомонный Михай Гимпу так решительно насел на генсека Совета Европы, что всё-таки добился от него разрешения провести Конституционный референдум в Молдове. И это вопреки 143 статье Конституции, четко требующей утверждение результатов любого референдума 2/3 депутатов парламента! Более того, генсек Совета Европы, кстати, недавно занявший эту должность и напрочь лишенный политического опыта, буквально заткнул рот Венецианской Комиссии, которая выступила против референдума.
Другими словами, референдум с самого начала был актом незаконным (противоречил конституции, рекомендациям ВК), и нелегитимным, из-за низкого порога участия и отказа ОБСЕ от его мониторинга!

Это был ещё один козырь Михая Гимпу, который намеревался посредством референдума изменить 78-ю статью Конституции РМ, заменив избрание президента в парламенте на всеобщие президентские выборы и, таким образом, избежать роспуска парламента и досрочных парламентских выборов.

Учитывая тот факт, что, как показывали социологические опросы, около 80 % населения Молдовы хотело прямого избрания президента всем народом и потому потенциально должно было поддержать эту идею на референдуме, в то время как ПКРМ Владимира Воронина, призывала к его бойкоту, сам референдум рассматривался правящим Альянсом как эффективный способ дискредитации Партии коммунистов, дробления жесткого ядра её электората, представив молдавскому обществу коммунистов как «силу, противящуюся воле народа».

После референдума, ПКРМ должна была оказаться деморализованной, с имиджем проигравшего, а главное, утратить часть своих сторонников.

Центр социологических исследований CBS-AXA утверждал, например, в начале июля 2010 года, что 78% населения готовы прийти на референдум, а социологическая служба IMAS давала участие свыше 73%!

К тому же, накануне референдума, в успехе которого ни у кого из союзников по коалиции не было ни малейших сомнений, Михай Гимпу, от имени АЕИ выступил с предложением провести совместно президентские и парламентские выборы.

Расчет делался на то, что ПКРМ, не имея проходной кандидатуры на президентских выборах, равнозначной Владимиру Воронину, которому Конституционный Суд отказал в праве баллотироваться в третий раз на должность главы государства, на сей раз окажется без привычного мощного «локомотива», который мог бы гарантировать ей успех.

Соответственно, самыми мощными фракциями, по расчету политтехнологов Альянса, должны были обладать ЛДПМ Влада Филата и ДПМ Мариана Лупу - основных конкурентов в борьбе за президентское кресло.

Но все хитроумные расчеты некоторых лидеров АЕИ и работающих на них политтехнологов рухнули 5 сентября 2010 года. С самого начало мы писали о том, что способ избрания президента – фальшивая проблема. Главными проблемами в опросах выступают высокие цены, бедность, коррупция, безработица. Избрание президента – это лишь опция, на которую народ отвечает положительно лишь тогда, когда его спрашивают об этом.

Несмотря на солидные финансовые затраты (свыше 40 миллионов леев!), нещадно используемый административный ресурс, с треском провалился, с трудом набрав 30% вместо положенных (минимальных) 33%.

А ведь Альянс, желая подстраховаться от всяких неожиданностей, накануне референдума специально изменил Кодекс о выборах, понизив порог явки с 60 % до 33%, а также открыл 78 избирательных участков за границей и напечатал вместо обычных 65.000 около 200.000 бюллетеней для голосования за рубежом.
Увы, всё оказалась напрасно.

Существует несколько версий о вероятных причинах такой низкой явки молдавского избирателя на референдуме.

Обычно, на референдуме никого не интересует, что выносится для обсуждения, а кто выносит. Если власть пользуется доверием, референдум всегда проходит на «Ура». Если нет – то провал неминуем. Поэтому Венецианская Комиссия и относится к референдуму отрицательно, как манипулятивной практике. Исходя из этой важной предпосылки, следует понимать, что главной причиной провала референдума является катастрофическое падения уровня доверия народа к правящему Альянсу.

Например, опрос населения, проведенный в мае 2010 года Институтом общественных политик (Барометр общественного мнения) указывал на то, что только 27 процентов населения доверяют правительству АЕИ, в то время как в ноябре 2009 года правительству Филата доверяло 44%.
Доверие народа к парламенту упало с 41% до 26%, к президенту – с 35% до 24% .
64 % опрошенных, по данным этого опроса, заявили, что страна движется в неправильном направлении.

Падение доверия является следствием противоречивой политики самого Альянса, чьё правление ознаменовалось ростом цен, ухудшением отношений с Россией, урезанием социальных программ, принятием кабальных условий МВФ, разъеданием основ молдавской государственности, усилением авторитарных замашек либеральных лидеров АЕИ, пренебрежительным отношением к Закону и Конституции Молдовы. Либеральные партии альянса грубо нарушали те программные договоренности, которые сами же подписали при создании АЕИ (соблюдения нейтралитета, членство в СНГ, нормальные отношения с Россией, сохранение статуса русского языка и т.д.)

Судя по всему, именно поэтому народ и не поддержал призывы Альянса. Очень симптоматично, что даже традиционный электорат партий, входящих в АЕИ, не поддержал референдум, хотя на него была вынесена близкая ему идея о всенародных президентских выборах. Опросы выявили любопытный факт: свыше 60% участников референдума – это бюджетники, работники госучреждений, пришедших не из убеждений, а скорее всего, из страха потерять работу.

Немаловажным фактором, предопределившим провал референдума, стал и скандал, разгоревшийся внутри Альянса, сопровождавшийся сбросом лидерами АЕИ компромата друг против друга, что сильно разочаровало большую часть электората в своих прежних политических кумирах из ЛП, ЛДПМ, АНМ и ДПМ (Марианн Лупу обвинялся в «покровительстве мафии», Влад Филат – в контрабанде сигаретами).

А ведь ни для кого не секрет, что взброс компромата, как правило, снижает явку на выборах. К тому же пропагандистский шум, поднятый инициаторами кампании «борьбы против мафии» заметно перекрывал саму кампанию «За референдум!»

В результате таких необдуманных (либо, не исключено, напротив, хорошо кое-кем продуманных?) действий отдельных партий Альянса, многие люди, увлеченно наблюдая за «войной компроматов», просто не обратили внимания на сам референдум!

Политтехнологами Альянса была допущена крупная тактическая ошибка, состоящая в том, что все СМИ, подконтрольные АЕИ, изо дня в день убеждали население в том, что референдум, фактически, состоялся, так как нет никаких сомнений в том, что не менее 70 процентов населения придёт к избирательным урнам и скажет «Да».

Результатом этой политтехнологической ошибки стало то, что правящий Альянс проводил не столько кампанию «За референдум!», сколько разыгрывал «первый акт президентской кампании». Лидеры АЕИ уже начали драчку между собой за президентское кресло.

Вследствие этого, народ, особенно в провинции и на селе, был введён в заблуждение - посчитал, что референдум, фактически, уже состоялся, а потому взял, да и не пришел. Люди подумали, зачем им надо приходить на участки для голосования в выходной день, когда и так уже результат референдума заранее известен? Всё это в совокупности и привело к провалу референдума, на который Михай Гимпу и его соратники по АЕИ возлагали такие большие надежды.

Конечно, нельзя не признать весьма удачно проведенную оппозицией накануне референдума игру на различных страхах населения.

Например, ПКРМ, СДПМ и Партия Социалистов изо дня в день убеждали граждан в том, что если референдум состоится, то Молдова уже вскоре объединится с Румынией и вступит в НАТО.

При этом само присутствие в Альянсе либерала – униониста Михая Гимпу, с антирейтингом в 68%, служило наилучшим доказательством того, что план объединения с Румынией не является химерой.

Виталия Павличенко, лидер Национал-либеральной партии, прямо и открыто обещала объединения Молдовы с Румынией после референдума, убедительно подтверждая, тем самым, заявления ПКРМ по этому поводу.

Следовательно, можно утверждать, что провал референдума – это однозначно победа ПКРМ, СДПМ и поддержавших их линию на бойкот референдума других оппозиционных партий и движений.

Альянс вовсе не случайно снизил порог обязательной явки на референдуме с 60 процентов до 33. Сделал он это потому, что 33 процента - это приблизительно как раз то количество голосов, которое все четыре партии, входящие в правящий Альянс, набрали на досрочных парламентских выборах 21 июля 2009 года - 808. 592 голоса.

И если на референдум 05 сентября 2010 года вышло только 818.429 граждан, то за инициативу АЕИ о всенародном избрании президента проголосовали и того меньше – около 720.000, то есть 88% из общего числа участников референдума.

Другими словами, АЕИ потерял около 90.000 (6%) голосов своих традиционных избирателей, имея сегодня около 43% сторонников. Об этом косвенно говорил и опрос Ассоциации Социологов и Демографов озвученный в августе: АЕИ за год потерял 10% электората, ПКРМ же прибавил 6%. Это верный признак того, что на периферии электорат Альянса сильно пошатнулся в своей вере в его лидеров и их призывы, если вообще не посыпался. Альянс попал в свою же собственную ловушку.

А ведь за прямое избрание президента всем народом агитировали не только партии, входящие в АЕИ, но и многие другие, внепарламентские, партии: НРП, НЛП, «экологи», Партия Труда, Единая Молдова, ДЕД, Партия Гуманистов и ряд других. Всего -21 единиц! Следовательно, 720.000 участников референдума нужно поделить на 21 партий, ратовавших за прямое избрание президента народом…

Таким образом, сам Альянс потерял доверие своего же электората. Это значит, что коммунисты и эсдеки будут везде и всюду, и не без основания, говорить о том, что это был «референдум о вынесении вотума недоверия Альянсу», что 70% граждан, не вышедших на референдум, поддержали, в принципе, призыв Партии коммунистов и Социал-демократической партии о бойкоте референдума.

Политическая ситуация в Молдове после провала референдума сильно изменилась. Провал референдума дискредитировал и деморализовал Альянс, поставил Совет Европы и его генсека в «деликатное положение». Дирк Шубель, глава делегации Еврокомиссии, после референдума, признал, что Венецианская Комиссия никогда не поддерживала идею референдума, как в этом нас упорно убеждали либералы. А это плохой звоночек для Альянса, говорящий о желании европейцев дистанцироваться от либералов.

ПКРМ теперь избавилась от головной боли – опасности прямых президентских выборов в отсутствие гарантированно проходного кандидата.

Учитывая этот, отрадный для неё, факт, ПКРМ имеет теперь все шансы вернуть себе лидерские позиции, начать борьбу за контроль над новым парламентом, используя в качестве «локомотива» своего лидера, экс-президента Владимира Воронина, имеющего самый высокий рейтинг в стране.

Чисто гипотетически, учитывая тот факт, что АЕИ потерял на референдуме около 6% своего электората и эти проценты могут быть в дальнейшем «растащены» другими партиями, Альянс рискует набрать на досрочных парламентских выборах не более 40 - 45%.

ПКРМ, если создаст «Левый блок» (ПКРМ + СДПМ + Партия Социалистов), обновит свои ряды, предложит созидательные проекты, проведет жёсткую избирательную кампанию, возобновит Социальные марши протеста, может набрать около 46-50%, то есть, победить Альянс.

Интересная ситуация складывается у правоцентристской ХДНП. Около 90.000 граждан, то есть, около 6% электората, (учитывая, что в выборах в РМ обычно участвуют около 1.600.000 избирателей) проголосовали «против», подержав, тем самым, призыв христиан- демократов защитить принципы парламентской республики.

Теперь партия Юрия Рошки должна подумать, как закрепить за собой этих избирателей для преодоления парламентского порога. По крайней мере, ХДНП предлагает «третий путь» между ПКРМ и АЕИ, стала на позиции правых государственников. Эта ниша на правом фланге сегодня пустует.

У ДПМ Мариана Лупу ситуация не из легких. Накануне референдума, июльский опрос CBS-AXA сулил Марианну Лупу наивысшие шансы стать президентом. Согласно этому опросу, он с легкостью выигрывал у Филата (соотношение 39% на 23%) и Гимпу. Но провал референдума ограничил шансы демократов. АЕИ обваливается, и демократы должны как можно быстрей выпрыгнуть из тонущей лодки (или утонуть вместе с ней!).

В этой провальной ситуации, когда Михай Гимпу рискует потерять власть, он решил вытащить свой «последний козырь». Либералы пытаются еще раз устроить Мариану Лупу ловушку, предлагая ему подписать некий «Пакт об отказе объединения с коммунистами» после выборов. Если Мариан Лупу на это купится, его шансы стать президентом станут почти нулевыми.

Лидер ЛДПМ, премьер-министр Влад Филат никогда не проголосует за лидера демократов, тем более, если после выборов количество депутатских мандатов у ЛДПМ увеличится, на что указывают все опросы.

Другое дело, если Лупу, как компенсация за подписание этого «пакта», будет гарантирован пост вначале спикера, а потом президента со стороны Альянса, вне зависимости от электоральных раскладов. Правда, для этого Альянс должен иметь в новом парламенте 61 депутатский мандат. При этом, следует понимать, что один раз Лупу уже «обещали» должность президента. Но после того как Влад Филат плотно уселся в кресло премьера, а Михай Гимпу вцепился мертвой хваткой в кресло спикера и президента, о договоренностях напрочь забыли! Уже в апреле, а потом и в августе, премьер-министр заявлял, что собирается баллотироваться на должность президента, а Михай Гимпу утверждал, что стране нужен честный президент, имея в виду, конечно, себя. О каких тогда договоренностях и тем более гарантиях со стороны либералов можно говорить, уму непостижимо.

После провала референдума внутри Альянса усилились противоречия и конфликты. Партии АЕИ стали обвинять друг друга в провале референдума.

Одна из партий альянса – Альянс «Наша Молдова» Серафима Урекяна – судорожно пытается убедить своих партнеров по власти создать единый блок и пойти на выборы общим списком.

Для АНМ это крайне важно – все опросы указывают на то, что партия Урекяна не имеет шансов пройти в будущий парламент. Но идея единого блока АЕИ, фактически, маловероятна.

Возникают много проблем. К примеру, кто будет первым по спискам этого блока: Мариан Лупу или Влад Филат? Как будут распределяться места: согласно рейтингу или набранным голосам в парламенте год назад?

Но ведь у ЛДПМ за это время рейтинг заметно вырос: с 16% до 20%, при том, что у АНМ он упал с 7% до 2%, у ЛПМ рейтинг упал с 15% до 10%, у ДПМ пока ещё сохранился в области 12-14%.

Непонятно также, по чьим спискам будут идти партии. Если АЕИ создаст единый список и блок, тогда результат выборов для него неминуемо будет плачевным: полный обвал! А все потому, что избиратели ДПМ и даже АНМ никогда не проголосуют за либерала-униониста Михая Гимпу и его радикальные заявления и лозунги.

Правительство лидера ЛДПМ Влада Филата попало в очень сложную ситуацию: Россия закрыла рынок вина, яблок, ограничила доступ молдавских транспортных фирм на свою территорию.

Это может создать для ЛДПМ дополнительные проблемы. Вся надежда Альянса на обещанные Западом финансовые вливания для повышения зарплат и пенсий, что, по расчетам политтехнологов Альянса, даст победу «партиям власти». Но после провала референдума ручейки «помощи из-за рубежа» для Альянса могут иссякнуть.

Поэтому ЛДПМ и ДПМ будут давить на Гимпу с тем, чтобы парламент был немедленно распущен, а выборы прошли до конца ноября, то есть, до прихода гражданам избирателям повышенных тарифов на газ, горячую воду и тепло.

А в декабре к избирателям придут повышенные на 30% тарифы за тепло, не говоря уже о грядущих повышениях цен на газ, роста инфляции.

Вот этого и боится правящий Альянс, хорошо понимающий, что время работает сегодня против него.

Богдан Цырдя

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей