Авг 28

Находящиеся сегодня у власти молдавские политики не в состоянии создать собственное жизнеспособное государство. Они способны только торговать лояльностью на международном рынке и постоянно просить деньги у внешних партнеров, считает кишиневский политолог и журналист Дмитрий Чубашенко.

Для того, чтобы государство сохранялось и развивалось, должны существовать большие группы людей, условно говоря, классы, заинтересованные в существовании данного государства, и готовые что-то для этого делать.

«В Молдове нет ни одного организованного класса, который мог бы выступить в роли той закваски, которая обеспечила бы сохранение и развитие государства», - убежден кишиневский политолог.

По его мнению, первой предала свой народ интеллигенция, которая после провозглашения независимости практически в полном составе объявила о смене своей идентичности. Представители академического сообщества, педагоги, врачи, артисты и другие интеллектуалы объявили, что они румыны, что язык их румынский, и что независимость может быть только от СССР и от России, а от Румынии независимости быть не может.

«Если такой важный и большой класс, как интеллигенция, заявляет, что Молдова – это какое-то временное образование, промежуточная станция на пути из СССР в Румынию, то уже одно это во многом лишает Молдавское государство внутреннего стержня, легитимности и перспективы», - подчеркнул эксперт.

Другой крупный класс, отмечает политолог, который мог бы скрепить государственность – это национальная буржуазия, или, по-современному, бизнес-сообщество.

«Если бы 100 крупных молдавских бизнесменов однажды собрались и договорились, что им нужна Молдова в качестве независимого, функционального государства, если бы они разработали и реализовали план действий по достижению этой цели, то, возможно, это и позволило бы сохранить молдавскую государственность», - считает Дмитрий Чубашенко.

Но молдавские бизнесмены предпочитают решать свои проблемы индивидуально, каждый сам по себе, часто через коррупционные связи в парламенте, правительстве, правоохранительных органах и системе юстиции.

«Объединить их ради чего-то социально значимого практически невозможно. Это – минус второй класс, который мог бы поддержать молдавскую государственность, но ничего для этого не сделал», - добавляет кишиневский журналист.

Третий класс, перечисляет эксперт, – чиновничество.

«Среди государственных служащих, как на центральном, так и на местном уровне, много компетентных и порядочных людей, которые честно и добросовестно исполняют свои обязанности. Но все эти люди разбросаны по разным кланам, партиям и группировкам, которые постоянно воюют между собой, и которым до государства в целом дела нет», - отмечает Дмитрий Чубашенко.

Он констатирует, что сегодня государство остается одним из немногих работодателей, который дает тем, кого нанимает, пусть и небольшой, но гарантированный доход.

«Если завтра другое государство даст больше, многие чиновники перейдут на службу другому государству», - уверен политолог.

Исходя из вышесказанного, журналист делает вывод: будучи не в состоянии создать собственное жизнеспособное государство, молдавские политики нашли себе любимое занятие попроще – торговать лояльностью на международном рынке, постоянно просить деньги у внешних партнеров.

«Судя по тому, что миллион молдаван (порядка 40% населения) получили румынские паспорта, и каждый третий респондент в ходе опросов заявляет о готовности проголосовать на референдуме за присоединение к Румынии, творческая мысль местного населения развивается совсем в ином направлении, нежели строительство долгосрочных планов насчет того, как обустроить собственное Молдавское государство», - подытоживает Дмитрий Чубашенко.

Владик Магу, специально для NewsPMR.Com

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей