Фев 10

Сразу три события, произошедшие на прошлой неделе, изменили внешнеполитический контекст, в котором Молдова пытается спастись от экономического кризиса, бюджетного дефицита и социального коллапса. Наша республика снова оказалась между молотом и наковальней.

4 февраля Румыния согласилась разместить на своей территории ракеты-перехватчики новой системы ПРО США. Президент страны Траян Бэсеску заявил, что план размещения ракет утвержден Верховным советом обороны Румынии. Теперь документу предстоит получить одобрение румынского парламента. Предполагается, что система начнет работать в 2015 году, однако резко негативная реакция России на решение Румынии последовала немедленно.

МИД РФ выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что «это серьезный вопрос, который будет тщательно проанализирован». Россия намерена получить разъяснения и собирается обсуждать «все это» в контактах с американскими и европейскими партнерами.

Днем позже президент Дмитрий Медведев утвердил новую военную доктрину РФ. Основной внешней опасностью для России в этом документе названо «стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран–членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока».

США попыталась успокоить негодование россиян. Советник президента Барака Обамы по вопросам национальной безопасности Джеймс Джонс, выступая на ежегодной конференции по безопасности в Мюнхене, пообещал продолжить переговоры по противоракетной обороне с Москвой. Он также отметил, что действия США «говорят о растущей угрозе от ракет средней и меньшей дальности».

На это Россия парировала требованием получить от США «исчерпывающую информацию» о характеристиках систем ПРО, которые будут размещены в Румынии.

Администрацией США объявила о предстоящем развертывании американского противоракетного присутствия в Европе 17 сентября 2009 года. Элементы ПРО НАТО предполагалось разместить в Польше и Чехии. Планы США значительно ухудшили отношения между Вашингтоном и Москвой, и президент Обама отказался от первоначального варианта размещения системы ПРО.

Некоторое время назад Америка обнародовала планы по реализации «адаптированного поэтапного подхода». Он предусматривает, в частности, развертывание элементов нестратегических систем ПРО в различных регионах мира. Таким образом США намерены защитить собственные интересы, а также интересы собственных союзников. Как не раз заверяли США, новая американская архитектура ПРО в Европе призвана обеспечить защиту от угрозы, исходящей со стороны Ирана и не направлена против России.

Штаты начали переговоры по адаптированному подходу с рядом стран. Одновременно президенты Россия и Америки договорились о проведении совместного анализа угроз и рисков ракетного распространения. Именно как нарушение этих договоренностей восприняла Россия переговоры США о размещении элементов противоракетной обороны близ российских пограничных рубежей.

Очевидно, что в таком контексте следует ожидать очередного витка напряжения в российско-американском диалоге. В новой военной доктрине Россия недвусмысленно заявила, что рассматривает в качестве внешней угрозы попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах, создание и развертывание систем противоракетной обороны, территориальные претензии и распространение оружия массового поражения.

Кроме того, Россия упорно требует изменении сложившейся системы обеспечения защиты интересов безопасности государств. Она настаивает на том, что «для поддержания мира и стабильности в Европе необходимы тщательно взвешенные коллективные действия на принципах равной и неделимой безопасности для всех без исключения государств».

Европа также выказала несогласие с доминированием США в политической и военной сфере. Во второй день работы Мюнхенской конференции министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле призвал к укреплению Евросоюза и “евро-атлантического партнерства”. Он также предложил создать европейскую армию под полным парламентским контролем. Европейские вооруженные силы предполагается использовать в ограниченных объемах в очагах напряженности. «Мы должны энергично реагировать на международные кризисы», пояснил Гидо Вестервелле.

Однако, подтолкнув Европу к сближению позиций Евросоюза и России по концепции коллективной безопасности, Америка может лишиться главного аргумента в пользу «защиты своих интересов». Не исключено, что иранский вопрос будет все же исключен из «тревожного списка». Также выступая в Мюнхене, иранский министр иностранных дел Моттаки заявил, что договор по обмену обогащенного урана на топливо для исследовательского реактора в Тегеране близок к подписанию.

Тем временем ряд представителей Румынии уже оценили возможные последствия решения Траяна Бэсеску. Бывший министр обороны Теодор Атанасиу высказал прессе свое мнение о том, что согласием на размещение элементов новой системы противоракетной обороны США Румыния повышает свою безопасность, делает важный шаг в отношениях с США, но серьезно осложняет отношения с Европой и Россией.

Такой внешний контекст весьма осложняет для Молдовы реализацию намеченных политических и социально-экономических задач. В очередной пока дипломатический конфликт оказались втянуты все партнеры республики, отношения с которыми она объявила приоритетными.

Молдова прилагает максимальные усилия для получения из Евросоюза, США и России кредитов и инвестиций, без них страна может лишиться даже надежды на развитие и социально-экономическую стабильность. В последнее время Молдова старается поддерживать доброжелательный диалог со всеми приоритетными партнерами, но каждый из них требует за партнерство свою цену и считает ее гораздо более щадящей, чем цена, затребованная другим.

Прежде всего, Молдове придется платить сторицей и по российским и по американским счетам за любое смещение официальной позиции по вопросу о дислокации ограниченного контингента российских вооруженных сил. Этот вопрос – один из наиболее сложных в перечне проблем, лежащих на столе переговоров по приднестровскому урегулированию. И Румыния не могла не отдавать себе отчет, что решением о согласии на размещение на свое территории элементов натовских ПРО она затягивает удавку на шее «братского государства».

В то же время ЕС ждет от Молдовы эффективных действий по решению приднестровского вопроса, для Евросоюза ликвидация последствий конфликта на Днестре – залог стабильности на его границах. Без прогресса в приднестровском урегулировании Молдова не может рассчитывать и на продвижение к своей главной цели – европейской интеграции.

Приднестровье уже выразило обеспокоенность в связи с румынскими планами. В молдавском обществе спокойствие поддерживается исключительно хрупким консенсусом внутри правящего альянса четырех парламентских партий. Дискуссии о НАТО нынешние правители отложили, но не закрыли. Общего ощущения безопасности сегодня нет на всей территории Молдовы.

Очень высока вероятность, что в такой ситуации внутриполитический кризис обернется для раздробленной, разрозненной Молдовы серьезными внешнеполитическими проблемами. Либо ей все же придется, наконец, раз и навсегда твердо определиться, что она вкладывает в понятие «суверенное государство», и что готова сделать для того, чтобы эта расхожая фигура речи наполнилась глубоким и реальным смыслом.

Наталья Узун

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей