марта 02

Что нам, прежде всего, необходимо преодолеть? В чём состоят наши общие главные проблемы? От чего нам не следует отказываться? По какому сценарию следует двигаться навстречу друг другу? Что должны признать болгары Молдовы по отношению к гагаузам Молдовы? И что должны признать гагаузы Молдовы по отношению к болгарам Молдовы?

Чуть более 20 лет тому назад, в поселке Светлом состоялась научная-практическая конференция, посвященная обсуждению животрепещущей тогда проблемы на юге Молдавии.

Меня попросили выступить на ней Петр Михайлович Шорников и Степан Степанович Курогло. Поскольку моё выступление не было предусмотрено в планах организаторов конференции, то мне предоставили слово только после настойчивых требований битком набитого зала местного Дома культуры.

Главная идея моего доклада состояла в том, чтобы, опираясь на факты из истории общественно-политической жизни бессарабских болгар и гагаузов, обосновать необходимость их совместных действий, способных надолго обеспечить им этническое присутствие на этнографической карте юга Молдавской республики.

Я привел в своём докладе ряд весомых аргументов, подкрепляющих эту идею. Его текст у меня, к счастью, сохранился, и потому сегодня есть возможность процитировать ту его часть, в которой они содержатся:

- болгары и гагаузы более 10 веков проживали рядом или вместе, сначала на территории Болгарии, затем в Бессарабии, а теперь живут в Молдавии и на Украине;

- у них общая православная вера, веками закладывавшиеся единые нравственные критерии в общественной жизни и в быту;

- многовековое совместное проживание болгар и гагаузов привело к тому, что в их народных обычаях, традициях, устном народном творчестве, в музыке, в системе питания, в постройке жилищ, в быту очень много общего и потому зачастую бывает трудно определить, где у них болгарское начало, а где – гагаузское;

- у болгар и гагаузов Бессарабии общие многовековые традиции национально-освободительной и революционной борьбы, которые можно и нужно сохранить».

Конечно, сегодня я изложил бы эти аргументы более четко, стилистически более грамотно, но суть сказанного выше оставил бы без существенных изменений.

С тех пор, когда эти мысли были мною высказаны, прошло уже достаточно много времени и много воды утекло, а общественно-политическая жизнь в Молдове, в том числе и на юге, шла своим чередом.

За прошедшие 20 лет здесь очень многое изменилось. Создана автономия Гагауз-Ери. Сохранен Тараклийский район. По-новому выстраиваются отношения между болгарами и гагаузами.

В Гагаузии живут сегодня болгары, а в Тараклийском районе – гагаузы. И болгары, и гагаузы проживают также и за пределами Гагаузии, и вне Тараклийского района. Поэтому встает вопрос, как оценивать все это?

Ведь эти процессы вошли в серьезное и необратимое противоречие с тем многовековым для болгар и гагаузов жизненным опытом совместного проживания, согласованного выстраивания ими общественных отношений в условиях сурового Буджака, формирования общей материальной и духовной культуры и общих традиций при всех их специфических особенностях.

Можно ли нынешние этнополитические реалии на юге Молдовы трактовать как доказательство того, что предки бессарабских болгар и гагаузов не выполнили свою совместную миссию на новой обжитой ими земле Буджака: не сажали деревья, не рожали детей, не строили дома?

То есть, вроде бы получается, что всё историческое прошлое наших предков – это аномалия по сравнению с нынешними реалиями, и поэтому мы, потомки, пошли иным путем.

Но, если мы вынесем такой суровый и абсолютно несправедливый приговор своим предкам, то мы должны будем также его соответственно обосновать.

А сделать это мы сможем только в том случае, если докажем, прежде всего, самим себе, что наши предки не смогли решить в Бессарабии проблему своего этнического выживания, обеспечить развитие своей этнической и культурной идентичности, создать себе социально-экономическую базу и передать всё это по наследству нам, своим потомкам, а вот мы, их генетические потомки, эту проблему решили, создав свои «этнические крепости»под названием Гагаузия и Тараклийский район.

На мой взгляд, у нас нет никаких оснований для того, чтобы так думать.

Во-первых, если бы наши предки, несмотря на неблагоприятные природно-климатические и этнодемографические условия проживания в Буджаке, а также частые геополитические трансформации в самой Бессарабии, не сохранили бы свою идентичность (бессарабские болгары), или не приобрели бы эту идентичность здесь (гагаузы) и не решили демографические проблемы, то не было бы ни болгар, ни гагаузов, как самостоятельных этнических составляющих народа Молдовы.

Во-вторых, наши предки не только сохранили свою специфическую духовную культуру, выражающую их этническую идентичность, но и отстаивали для себя право на автономное существование и в рамках Российской Империи, и в Румынии.

Требование выходцев из-за Дуная об их устройстве в Бессарабии на правах Донского казачьего войска – это был совместный проект двух языковых общин политических эмигрантов с Балканского полуострова – славяноязычных и тюркоязычных переселенцев.

В результате этой борьбы они самовольно заселили Буджак и вынудили Петербург даровать им особые права и привилегии, включая особое административное устройство, не зависящее от бессарабской областной администрации.

Когда же после Крымской войны по условиям Парижского мирного договора произошел раздел Буджака между Молдавским княжеством и Россией, болгары и гагаузы румынской части Южной Бессарабии совместно выступили за сохранение за ними и особого автономного статуса и дарованных им в 1819 году прав и привилегий.

В ответ на репрессии со стороны властей Объединенных княжеств в 1860 году, значительная часть болгар и гагаузов из этого участка Южной Бессарабии эмигрировали в Приазовье, а оставшиеся впервые поставили перед Портой и Парижем вопрос об обособлении южного Буджака от Румынии и создании отдельного Буджакского государства. И это снова был совместный проект болгар и гагаузов.

Комратское восстание 1906 года, которое вообще-то имело социально-политическую направленность, также является творением бессарабских болгар и гагаузов. К слову, в то время в Комрате соотношение между местными гагаузами и болгарами находилось в пропорции 2:1.

В январе 1918 года идея Буджакской республики снова включается в повестку дня бессарабских болгар и гагаузов как их политический проект, позволяющий избежать румынскую оккупацию Буджака, ставшего им уже новой родиной. Однако геополитическая расстановка сил в Юго-Восточной Европе снова, как и после Крымской войны, не благоприятствовали реализации этой идеи.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что этнодемографические процессы XIX начала – XX веков у задунайских переселенцев объективно имели характер этнического размежевания, бессарабские болгары и гагаузы демонстрировали мудрость в выработке консолидированной позиции по проблемам, затрагивающим их историческую судьбу и их будущее на буджакской земле.

В конце XX столетия внуки первопоселенцев болгар и гагаузов Буджака остановили свой выбор на раздельном проекте решения своих проблем этнополитической и этнокультурной идентичности. Почему так случилось, и кто выиграл от этого?

Нельзя сказать, что не выдвигались и другие проекты политического взаимодействия между болгарами и гагаузами Молдавии в период распада Советского Союза, объективно запустившего механизм автоматической дезинтеграции нашей республики.

Но ни один из них не мог быть практически реализован. Причины были разные, в том числе и отрицание нами самими исторического опыта наших предков. Наших совместных действий откровенно боялись в Кишиневе, но, к сожалению, их отвергли некоторые болгарские и гагаузские лидеры, которые были тесно связаны со структурами власти в столице республики.

Я не ищу виновных и не указываю на них пальцем, а лишь констатирую этот факт только для того, чтобы повторить свой вопрос, кто же от этого выиграл? А никто! А вот проиграли от этого и болгары, и гагаузы Молдовы. Пока ещё нет окончательного ответа на вопрос, не проиграли ли и сами молдаване от всего этого?

Почему же проиграли болгары и гагаузы? Потому, что проигнорировали завет отцов и дедов – держаться вместе. Для наших предков понятие «держаться друг друга» было выстрадано в условиях многовекового османского порабощения. Оно сопровождало их при переселении севернее Дуная, заселения ими степного Буджака, засушливого и безводного, чаще неурожайного, чем плодородного, голодного, подверженного эпидемиям чумы и холеры.

Можно ли было выжить в этих условиях, если бы не было у них понимания общей своей беды и необходимости совместно выжить, помогая друг другу? В частности, уступить часть своего земельного надела вновь прибывающим переселенцам из Болгарии, делить поровну налоги и повинности на мирских сходках, засыпать зерно в общественные амбары и предоставлять его вконец обедневшим многодетным односельчанам, открывать школы, строить церкви.

Для наших дедов и прадедов взаимопомощь – это не какое-то абстрактное понятие. Это был смысл их жизни, образ их мысли, присущая им ментальность и внутренняя культура поведения.

То, что я сейчас говорю – это не попытка идеализировать наших предков, болгар и гагаузов Буджака. Их жизнь, конечно, не была абсолютно бесконфликтной ни внутри сельской общины, ни между бедными и богатыми, родными и близкими, мужчинами и женщинами, соседями.

И, тем не менее, их совместное проживание и их социально-психологическая совместимость в Буджаке – это историческая реальность. Она зафиксирована в сотнях тысяч документов, сохранившихся в архивах Кишинева и Одессы, Измаила и Киева, Москвы и Санкт-Петербурга, в Румынии, Болгарии, Турции.

Мы, нынешние болгары и гагаузы, проиграли еще и потому, что утратили мудрость наших предков, решив, что её можно заменить своей большей образованностью по сравнению с ними.

В какой-то момент нам вдруг показалось, что прошлое не имеет никакого отношения к настоящему и, следовательно, будущее можно строить, не оглядываясь на прошлое и не считаясь с ним.

Вот мы и построили, каждый для себя, свои, как нам кажется, «этнические дома-крепости». Но мы почему-то чувствуем себя в них неуютно, нас не покидает тревога: А не разрушат ли их внешние силы? Уцелеем ли мы поодиночке в случае чего?

Вот это чувство тревоги и возвращает нас к историческому опыту предков бессарабских болгар и гагаузов, к их мудрости. Но мы ещё не до конца понимаем, в чём именно состояла их мудрость, в чем выражалось чувство локтя между ними.

Но мы, хочется надеяться, уже на пути к этому. Чтобы мы его успешно преодолели, проходя, каждый из нас, свою часть пути, необходимо исходить из тех политических реалий, которые мы сами сотворили за 20 прошедших лет, понять их суть, после чего только наступит взаимопонимание между нами и придёт взаимопомощь и взаимодействие.

Что нам, прежде всего, необходимо преодолеть? В чём состоят наши общие главные проблемы? От чего нам не следует отказываться? По какому сценарию следует двигаться навстречу друг другу? Что должны признать болгары Молдовы по отношению к гагаузам Молдовы? И что должны признать гагаузы Молдовы по отношению к болгарам Молдовы?

Вот тот набор наиболее проблемных вопросов, которые необходимо совместно обсуждать, на которые необходимо совместно отвечать и находить правильные решения, удовлетворяющие обе стороны.

Проблемы болгар и гагаузов на юге Молдовы имеют, главным образом, объективный характер. У нас единая природно-климатическая среда обитания – зона рискованного земледелия. Мы живем в идентичной неблагоприятной экологической ситуации. У болгар и гагаузов схожий набор структуры сельскохозяйственного производства и его перерабатывающей отрасли. Мы развивались в условиях единого производственного комплекса и зачастую в общих или параллельно существующих производственных коллективах.

Болгар и гагаузов Молдовы роднит и то, что они также находятся на стадии переходного периода от одной социально-экономической системы развития к другой, основанной на частной собственности на средства производства.

Наконец, у них общая озабоченность и тревога по поводу перспектив сохранения своих этнических и культурных идентичностей в условиях постоянных политических рисков для молдавской государственности в Пруто-Днестровском междуречьи.

Я перечислил некоторые наиболее важные общие для болгар и гагаузов проблемы экономического, экологического, этнического, этнокультурного и политического характера, которые, действуй поодиночке, решить невозможно.

Если кто-то думает иначе, то он глубоко ошибается. Это не какие-то отвлечённые темы, которые требуют абстрактного их обсуждения.
Они озвучиваются уже на самом высоком уровне и в Кишиневе, и за границей. Гагаузско-болгарская общественность также имеет полное право высказать своё видение проблем, связанных с возможной утратой Молдовой своей независимой государственности.

Нам надо двигаться к взаимопониманию, к взаимоподдержке, к взаимопомощи, наконец, к взаимодействию. Это конечная цель, и она достижима при соблюдении обеими сторонами определенных правил поведения, определенных принципов взаимопонимания, ведущих к ней. Хотел бы их перечислить и пригласить к их обсуждению. Вот как я их вижу:

- взаимное уважение коллективных прав - гагаузских болгарами и болгарских гагаузами. К их числу относится и право на этническое и национальное самоопределение и уважение этого права;

- взаимное уважение административных и политических реалий, сложившихся на юге Молдовы в 1989 – 1995 г.г.;

- выведение научных дискуссий по вопросам этнической идентичности, истории и культуры бессарабских болгар и гагаузов за рамки принимаемых политических и хозяйственно-экономических проектов;

- совместное обсуждение важных социально-экономических, экологических, этнополитических, геополитических и иных проблем, представляющих взаимный интерес, и принятие по ним консенсусных решений в интересах болгар и гагаузов Молдовы;

- совместные действия, направленные на защиту государственности Республики Молдова, включая проблемы межнациональных отношений в стране, модели ее государственного устройства, системы мер по интеграции болгар и гагаузов в языковую и культурную среду молдавского народа при одновременном сохранении ими своей этнической и культурной идентичности;

- создание совместного периодически созываемого Общественного Форума из числа деятелей культуры, ученых, политиков, хозяйственников, лидеров общественных организаций для обсуждения проблем жизнедеятельности болгар и гагаузов и выработки рекомендаций по ним для органов власти Гагаузии и Тараклии.

Известно древнее философское изречение: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Мы не можем механически вернуться в 1988–1990 годы. Но мы обязаны остановиться в своем отдалении друг от друга. Это нужно нам самим, чтобы возродить историческую память бессарабских болгар и гагаузов.

Но это же может стать также тем началом в консолидации народа Молдовы, в котором так нуждаются и этническое большинство, молдаване, и суверенное молдавское государство.

Иван Грек

Один отзыв на «Проблемы гагаузов и болгар Молдовы»

  1. Kolomietsing пишет:

    В каком-то гагаузском селении живёт и продолжается ветвь Дома Романовых — Искандеры, но под именем предположительно Майских. Что это значит? На фоне православных пророчеств о будущем государе из царского рода, придущего из измаильской страны, имеет большой вопрос-ответ измаильтяне ли гагаузы? Именно эта ветвь рода Романовых единственно остававшаяся на Советской территории должна дать Того, Предъизбранного Государя и одновременно может указать на происхождение вашего народа. Евреи турков называют близкородственно, как и должны всех измаильтян называть.
    Глава той линии Романовых, жизнь которого завела в Молдавию, где он говорил про тот населённый пункт: “Гагаузов много”, не запомнилось точно где, но должно быть по контексту единственно только Комрат. Обязательно найдите и установите то, потому что это ваши светлейшие князья, единственно за которых и нужно будет держаться как за что-то вживую оставшееся и именно вашему народу. Впереди грозные времена. Не знаю осталось ли что от той полунезависимости Гагаузии отбившей националистическое нашествие? Но случится так что этой независимостью нужно будет воспользоваться для выживания в условиях сатанинской западни. И то что не случайно ветвь Романовых продолжилась на вашей земле и слова указания о измаильской стране показывает перспективу вашего спасения от подготавливающейся западни. В любом случае оформить свою автономность в виде княжества, можемого причислиться к основанному уже другим представителем этой же линии княжеству Лиманскому в Приднестровье - “Южному Пределу Небесного Круга” говоря пророческими словами - будет большим возрастанием и усилением. Жду от недремлющих людей прихода и обстоятельного разговора. Вспомните что где-то у вас говорилось про каких-то Романовых, может неповерилось, может непонялось, но тому сколько много лет идет, ровно как и многочисленно то потомство - есть главный свидетельский фактор для нас в виде целого народа, что “Ветвь считавшаяся засохшей” продолжается себе, как бы кто не желал списать её со счетов. Вот уже и другая старшая линия осела в своих владениях по местности Лиманских дач, садоводства “Южный” по улице Лиманной в лице Андрея Иоанна.

    Отправляю вам и всему вашему народу нижеследующее послание:
    В каком-то гагаузском селении живёт и продолжается ветвь Дома Романовых — Искандеры, но под именем предположительно Майских. Что это значит? На фоне православных пророчеств о будущем государе из царского рода, придущего из измаильской страны, имеет большой вопрос-ответ измаильтяне ли гагаузы? Именно эта ветвь рода Романовых единственно остававшаяся на Советской территории должна дать Того, Предъизбранного Государя и одновременно может указать на происхождение вашего народа. Евреи турков называют близкородственно, как и должны всех измаильтян называть.
    Глава той линии Романовых, жизнь которого завела в Молдавию, где он говорил про тот населённый пункт: “-Гагаузов много”, не запомнилось точно где, но должно быть по контексту единственно только Комрат. Обязательно найдите и установите то, потому что это ваши светлейшие князья, единственно за которых и нужно будет держаться как за что-то вживую оставшееся и именно вашему народу. Впереди грозные времена. Не знаю осталось ли что от той полунезависимости Гагаузии отбившей националистическое нашествие? Но случится так что этой независимостью нужно будет воспользоваться для выживания в условиях сатанинской западни. И то что не случайно ветвь Романовых продолжилась на вашей земле и слова указания о измаильской стране показывает перспективу вашего спасения от подготавливающейся западни. В любом случае оформить свою автономность в виде княжества, можемого причислиться к основанному уже другим представителем этой же линии княжеству Лиманскому в Приднестровье - “Южному Пределу Небесного Круга” говоря пророческими словами - будет большим возрастанием и усилением. Жду от недремлющих людей прихода и обстоятельного разговора. Вспомните что где-то у вас говорилось про каких-то Романовых, может неповерилось, может непонялось, но тому сколько много лет идет, ровно как и многочисленно то потомство - есть главный свидетельский фактор для нас в виде целого народа, что “Ветвь считавшаяся засохшей” продолжается себе, как бы кто не желал списать её со счетов. Вот уже и другая старшая линия осела в своих владениях по местности Лиманских дач, садоводства “Южный” по улице Лиманной в лице Андрея Иоанна.

    Что можно добавить тем гагаузам которые должны миролюбиво и в согласии жить с остальными народами, подчиняясь существующему государству? Никто не лишал людей прав жить по иному, что означает изменение формации строя. Можно даже навязывать желаемое иным народам, тем более просто стать жить самим по-иному, или как в царские времена до 17-го года. Гагаузский народ в душе наверное остался кочевым народом. В сем духе и образовать кочевое княжество, как существуют у цыган бароны, и очень нужно существуют! Еще нужней вам и другим народам князь с монархическими особенностями противостоять легиону легионеров во власти. Можно оформить походное формирование присягательством и со сборами весенними и осенними. Возможно еще сильнее увеличить автономию Гагауз-Ери в нестойкой политически Молдавии. Нестойкой к легиону «легионеров» от тайных сил.

    Сейчас осенью перед декабрьскими выборами самое время привнести иную реальность жизни помимо захватившей всё уже республиканскости женщинского свойства. Малому гагаузскому племени необходима власть отеческая хотя бы для того чтобы унимать тлетворные влияния того, что властвовать не должно и нормально не может. Должен быть удерж.
    Молодым и удалым людям собраться на конях и машинах в делегацию к народу гагаузов от князя сговаривать восстановить власть Дома Романовых. Самая романтика с имперскими флагами по народу пройти, какая встречается только в романах про принцев высаживающихся со своими людьми брать страну. Неужели ни у кого не осталось живых черт души и все предпочтут отсиживаться в домашнем тепле, чем уйти в поход?
    Собираться на местах, связываться между собой, но обязательно сноситься с княжеством Лиманским на берегу Лимана в садоводстве «Южный» на улице Лиманной 268. Тел. +38 097 173 2665.

    Судьбоносность сегодняшнего дня заключается в новом витке самостоятельности - принятии Гагауз Ерией княжеского звания под омофором природных княэей Дома Романовых-Коломиецингов, которые одной ветвью кстати проживают среди гагаузов предположительно Майские. Но легитимность этого Дома восстановилась в иной старшей линии, Глава которой основал в Приднестровье Лиманское княжество - “Южный Предел Небесного Круга” пророчеств. Подробнее читайте на сайте http://www.kolomietsing.narod.ru

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей