Террористы возмущены. Террористов обидели, назвав террористами. Террористам не нравится, что Российский МИД считает, что указ и.о. молдавского президента Михая Гимпу о награждении членов террористической группы «Бужор» высшими наградами Республики Молдова – «Орденами Республики» «преследует цель оправдания действий националистов в дни братоубийственной войны 1992 года на Днестре». Террористы вообще отрицают свою причастность к терроризму. Всё это члены небезызвестной группы Илашку, на чьих руках кровь депутата Верховного Совета ПМР и Верховного Совета МССР, члена Правительства Приднестровской Молдавской Республики Николая Остапенко и начальника штаба ополчения Слободзейского района Александра Гусара, целый ряд других преступлений против человечности, заявили на пресс-конференции, прошедшей в минувший понедельник в Кишиневе.
Бывший член «Бужора», а ныне советник по политическим вопросам молдавского президента (!) Штефан Урыту и вовсе назвал реакцию российского внешнеполитического ведомства «наглой и несоразмерной». Единственный, кто ушёл от наказания за совершенные преступления, кто не давал признательные показания, пытаясь чистосердечным признанием смягчить приговор, кто во всех подробностях и деталях не рассказывал о том, как он и члены его группы забрасывали дома мирных жителей гранатами, как готовили террористические акты и покушения на лидеров Приднестровья, – теперь и вовсе отрицает, что всё это было. Ему проще, чем остальным членам группы Илашку, ведь признания остальных есть на видеоплёнке. Молчали только Илашку и Лешко, остальные "бультерьеры" говорили правду, рассказывая о том, как их инструктировали в Министерстве национальной безопасности Молдовы, как члены группы получали там деньги, как ставили там перед ними задачи по совершению терактов, как выдавали форму приднестровских гвардейцев, оружие и взрывчатку. А коль не давал показания, то почему бы не заявить, что само существование террористической группы «Бужор» – измышления Москвы и Тирасполя, чтобы обосновать возбуждение уголовных дел против «борцов за независимость Молдовы». Договорился Урыту и до того, в Генпрокуратуре РМ ничего не знают о такой группе. А коль не знают, значит, её и не было, значит, и взятки гладки. Но это далеко не так. Достаточно заглянуть в Решение Большой Палаты Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2001 г. по вопросу приемлемости жалобы, поданной Илие Илашку, Александру Лешко, Андреем Иванцоком и Тудором Петровым-Попой против Молдовы и Российской Федерации, чтобы убедиться, что в Молдавской прокуратуре прекрасно знали и знают о группе «Бужор». Сразу же после решения приднестровского суда по делу группы «Бужор» Молдовой был предпринят ряд действий, касающихся данного дела. В решении Большой палаты ЕСПЧ они описаны в хронологическом порядке:
«9 декабря 1993 года президент Республики Молдова объявил осуждение заявителей незаконным на том основании, что они были осуждены судом, который сам был неконституционным.
28 декабря 1993 года заместитель генерального прокурора Республики Молдова вынес постановление о проведении уголовного расследования в отношении «судей», «обвинителей» и других участников преследования и осуждения заявителей в Приднестровье по обвинению в незаконном аресте в соответствии со ст.190 и 192 Уголовного кодекса Республики Молдова.
3 февраля 1994 года Верховный Суд Республики Молдова по собственной инициативе рассмотрел приговор от 9 декабря 1993 года, вынесенный «Верховным Судом ПМР», отменил его на том основании, что вынесший его суд является неконституционным, и издал распоряжение о передаче дела государственному прокурору Молдовы на новое расследование в соответствии со ст. 93 Уголовно-процессуального кодекса. О результатах этого расследования Суд не был проинформирован. Кроме того, Верховный Суд Республики Молдова отменил распоряжение о содержании заявителей под стражей до суда, издал распоряжение об их освобождении из-под стражи и обратился к государственному прокурору с просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности привлечения к ответственности судей так называемого Верховного Суда Приднестровья за вынесение заведомо незаконного приговора, что является преступлением, предусмотренным ст.190 - 192 Уголовного кодекса.
В связи с судебным решением от 3 февраля 1994 года власти ПМР не предприняли никаких действий.
Указом от 4 августа 1995 года президент Республики Молдова объявил амнистию в честь первой годовщины принятия Конституции Молдавии. Действие амнистии распространялось, в частности, и на обвинительные приговоры, вынесенные за преступления, а также на сами преступления, предусмотренные ст. 227, 227.1 и 227.2 Уголовного кодекса, совершённые в ряде районов левобережья Днестра в период со 2 января 1990 года.
3 октября 1995 года парламент Молдовы принял решение, в котором, во-первых, обратился с просьбой к правительству РМ в срочном порядке решить проблему содержания заявителей под стражей в качестве политзаключенных и регулярно информировать парламент о ходе этой работы и о мерах, предпринимаемых в этой связи, и, во-вторых, призвал Министерство иностранных дел обратиться к государствам, в которых Молдова имеет дипломатические представительства, твердо выступить за освобождение заявителей («группы Илашку»).
16 августа 2000 года государственный прокурор отменил распоряжение от 28 декабря 1993 года на том основании, что незаконное лишение свободы карается по ст.190 и 192 Уголовного кодекса только в том случае, если это преступление совершено судьями и прокурорами, назначенными в соответствии с законодательством Республики Молдова. Тогда же государственный прокурор принял решение о нецелесообразности возбуждения следствия по делу о незаконном лишении свободы или незаконном использовании полномочий или звания должностного лица, а эти преступления предусмотрены соответственно ст.116 и 207 Уголовного кодекса, на основании истечения срока давности.
В тот же день прокурор издал постановление о проведении уголовного следствия в отношении начальника тюрьмы в селе Глиное по обвинению в незаконном лишении свободы и незаконном использовании полномочий и звания должностного лица на основании ст.116 и 207 Уголовного кодекса».
А вот еще одно свидетельство, которое говорит о том, что молдавская прокуратура прекрасно осведомлена о деятельности террористов. Как рассказывает адвокат Татьяна Боголюбская, представляющая интересы вдовы убитого террористами Александра Гусара: «3 февраля 1994 года Верховный Суд Молдовы отменил приговор Тираспольского суда Илашку и его соучастникам и направил дело на новое рассмотрение в прокуратуру. Но и молдавская прокуратура никакого расследования не провела. Кроме того, в этом решении суда об Илашку и остальных фигурантах говорили как о политзаключенных. А Людмилу Гусар как потерпевшую в нарушение действовавшего тогда УПК Молдовы не вызвали для участия в процессе. Всего Людмила Гусар направила в Генпрокуратуру 3 жалобы. Я приезжала в Генеральную прокуратуру Молдовы, чтобы узнать, чем закончилось расследование. Но в Генеральной прокуратуре нам сказали, что Илашку – национальный герой Молдовы, а жалобы из Приднестровья они вообще не регистрируют. Однако я всё же заставила их зарегистрировать жалобу. Я пыталась пробиться на приём к кому-нибудь из руководства прокуратуры, но все они внезапно заболели или уехали по каким-то срочным делам. И лишь когда я сказала, что мы подаем жалобу в Страсбургский суд, меня всё-таки приняли. И опять я услышала, что Илашку – герой… Таким образом, в производстве Генпрокуратуры Молдовы находятся 2 уголовных дела по факту убийства Гусара: возбужденное в Молдове и второе - в Приднестровье, по которому был принесён прокурорский протест на решение Верховного суда ПМР. И ни по одному из них власти Молдовы не произвели надлежащего расследования».
Как видим, все предельно просто. Исходя из тех позиций, что судебные и другие органы ПМР нелегитимны в связи с непризнанностью Приднестровья, прокуратура РМ не признала факт террористической деятельности группы «Бужор». Мало того, даже не провела следствия по данному делу. По мнению официального Кишинева, которое не изменилось и по сей день, непризнанный статус ПМР оправдывает любые преступления Молдовы против Приднестровья. Но что является куда более вопиющим фактом – преступления против народа ПМР в Молдове не признаются преступлениями.
Все это позволяет молдавским террористам разглагольствовать о том, что существование группы «Бужор» – измышления Москвы и Тирасполя, что заявление Российского МИДа «обостряет приднестровскую проблему» и «подпитывает мятежные и преступные силы на левом берегу Днестра», что «России не следует вмешиваться своими заявлениями в наши внутренние дела, например, в отношении государственных наград», - как считает ещё один член группы Илашку – Андрей Иванцок.
Все эти нападки на Россию, потуги назвать чёрное белым, только на первый взгляд выглядят нелепыми. На самом деле происходящее обусловлено теми событиями, которые сегодня разворачиваются в Молдове. Приход к власти националистических, ультраправых сил в этой стране ознаменовался возвратом к прежней идеологии, когда в ранг государственной политики возводится русофобия и героизация военных преступников и террористов, когда отрицается геноцид Молдовы против народа Приднестровья, борьбой с сепаратизмом, «мятежными преступными силами» оправдывается убийство мирных граждан. Но разве можно назвать преступлением стремление приднестровцев уберечь себя и свои семьи от фашиствующих молодчиков, устраивавших 20 лет назад факельные шествия в молдавских городах и скандирующих лозунги «Утопим русских в их же крови», «Русских – за Днестр, евреев – в Днестр», а затем убивавших людей на улицах лишь за то, что они не знали румынский язык, устроивших стотысячный поход на Гагаузию, чтобы воплотить в жизнь еще один лозунг: «Хороший гагауз – мёртвый гагауз», а затем развязавших кровопролитную войну на берегах Днестра? До каких пор миролюбивый народ Приднестровья будут называть преступниками и сепаратистами, давить в тисках политических и экономических блокад, позволять измываться всяким проходимцам и нелюдям? Приднестровская Молдавская Республика 2 сентября отметит своё двадцатилетие. Все эти годы она находится под постоянным прессингом Молдовы и западных сверхдержав, ей отказывают в суверенитете, лишают элементарных человеческих прав, требуют стать частью чужой и чуждой страны, жить по законам неприятия равноправия людей, ненависти ко всему немолдавскому. Достойна ли уважения страна, поощряющая терроризм, возводящая преступников в ранг национальных героев, награждающая тех, кто убивал мирных жителей во имя своих идеалов – неправедных и преступных? Всё это, отнюдь, не риторические вопросы. Двадцать лет противостояния Молдовы и Приднестровья – достаточный срок, чтобы понять: вместе два берега Днестра никогда больше не будут.
Сергей Самсонов
Оставьте свой отзыв
- Проблематика доставки газа
- Выбор наполнителя зимней куртки
- Как правильно фотографироваться
- Аудитория молдавского интернета
- Продление налоговых и таможенных льгот
- Старт предновогоднего марафона
- Актуализация сумм госпошлины
- Благоустройство новой зоны отдыха
- Оппозиция требует перемен
- Европейская делегация посетила Тирасполь
- Господдержка предприятий реального сектора экономики
- Вернисаж к юбилею
- Обзор нарушений прав и свобод жителей ПМР
- Фанфары Днестра
- Октябрьский прожиточный минимум
- Основы госполитики в области ядерного сдерживания
- По наказам избирателей
- Радикалы нагнетают
- План развития системы среднего профобразования
- Финансово-экономическое положение дел
- Текущая ВЭД ПМР
- Евросоюз провоцирует общественный раскол
- Поддержка молочного животноводства
- Ресоциализация осужденных
- Учения о суверенном интернете
- Различия систем ГЛОНАСС и GPS
- Полезное в кукурузных хлопьях
- Начинаются испытания вакцины от рака
- Диктатура в растерянности
- Протокол ДТП без участия ГАИ
- Пора сменить резину
- Впереди Ялта-2025
- Единый налоговый платеж на доходы
- Никто не верит!
- Октябрьский индекс цен
- Правовое регулирование норм дуального обучения
- Провокации и оголтелая русофобия
- Лесистость Приднестровья
- Запрет рыболовства на зимовальных ямах
- Шкатулка народного творчества
Обсуждение новостей