Янв 23

Хозяин Молдовы7 апреля 2009 года в молдавской столице начались массовые беспорядки. Так молдавская оппозиция, проигравшая парламентские выборы Партии коммунистов Владимира Воронина, отреагировала на свое поражение. Протесты привели к захвату и поджогу здания парламента РМ, на крышу которого протестующие водрузили румынский флаг, в борьбе с карабинерами в ходе пошла тротуарная плитка, перестала работать мобильная связь. Здание президентуры разграбили.

К власти пришли проевропейские силы: альянс «Наша Молдова», либеральная и либерально-демократическая партии, вместе не набравшие даже 35% голосов, создали «Альянс за европейскую интеграцию» и сформировали правительство. Характерно, что Партия коммунистов РМ, превосходя результат партий Альянса на 15%, безропотно сдала власть и стала донором для новых сил: Партии социалистов РМ и Демократической партии.

Таким нехитрым способом в молдавской политике последних 10 лет появилась традиция – формирует правительство и управляет страной не тот, кто выиграл выборы, а тот, у кого есть желание, ресурсы и упорство. Традицией стало и то, что главный ресурс для захвата власти – одобрение зарубежных партнеров, которые готовы поддержать конкретную политическую силу (или коалицию) или, по крайней мере, не препятствовать ее победе.

Спустя 10 лет в Молдове пройдут очередные выборы в парламент, которые, по прогнозам экспертов, предопределят политическое будущее страны. При этом голосование 24 февраля станет лишь прологом к новой войне за власть, в которой, как известно, все средства хороши.

Что говорит социология

Актуальные опросы общественного мнения показывают, что Партия социалистов Республики Молдова может победить с убедительным перевесом. Ее электоральный потенциал, с учетом голосования по партийным спискам и на одномандатных округах, оценивается примерно в 40-45 мандатов. Успеху социалистов угрожают возможные нарушения при голосовании на одномандатных округах и возможное возвращение в Молдову Ренато Усатого, которого Влад Плахотнюк буквально изгнал из страны.

Нет сомнений, что лидер «Нашей партии» будет играть на электоральном поле Игоря Додона и его партии, отнимая голоса пророссийски настроенных избирателей. Потенциал Ренато Усатого, пока не просчитанный экспертами и социологами, может оказаться достаточно высоким. Лидер «Нашей Партии» жестко и публично конфликтует с Владимиром Плахотнюком и потому выгодно отличается от аккуратного в заявлениях Игоря Додона, которого самые радикальные критики даже считают теневым союзником Плахотнюка.

Среди других лидеров рейтинга симпатий граждан расположились движение «ACUM» Санду-Нэстасе и Демократическая партия Молдовы Владимира Плахотнюка. По существующим прогнозам, проевропейская оппозиция набирает на несколько депутатских мандатов больше, чем демократы, а их общая сумма сопоставима с потенциалом ПСРМ – порядка 45 мест в парламенте.

Оставшиеся политические силы претендуют на 10-12 мест, в основном, в одномандатных округах. Социологи ожидают, что в парламенте окажутся представители партии «Шор», ПКРМ и уже упомянутой «Нашей партии».

Политические прогнозы – дело неблагодарное, особенно за месяц до выборов. За это время может произойти все, что угодно: ДПМ и ее союзники провернут провокацию, чтобы удержать власть, всплывет серьезный компромат или в дело вмешаются «внешние силы», – такие сценарии исключать нельзя.

Тем не мене, уже сейчас ясно, что ни одна политическая сила не сможет получить парламентское большинство в 51 мандат и сформировать правительство даже в коалиции с партией поменьше.

Борьба за власть

Правящую коалицию сможет создать Партия социалистов Додона либо с блоком «ACUM», либо с Демократами Плахотнюка. 51 мандат также наберет союз ДПМ с «ACUM» и партией «Шор». Очевидно, что фракция Майи Санду и Андрея Нэстасе не станет сотрудничать с Плахотнюком или Додоном. Такой маневр прямо противоречит предвыборным обещаниям «ACUM» и ее протестным лозунгам, а также приведет к разрыву привилегированных отношений с бюрократией Европейского союза и потере благосклонности Брюсселя.

Взаимодействие между ПСРМ и ДПМ при нынешних раскладах маловероятно. Фракция социалистов в парламент после выборов «раздуется» почти вдвое и получит самое мощное партийное представительство в законодательном органе страны за последние 10 лет. Разумеется, вслед за этим вырастут политические амбиции ПСРМ. Социалистов мощно стимулирует Москва: накручивает рейтинг Игоря Додона и любезно присылает на родину тысячи граждан РМ проголосовать за «красных». Скорее всего, социалисты не удовлетворятся нынешней ролью в молдавской политике без реальных полномочий и возможности самостоятельно принимать решения решений.

Между тем, главный олигарх стран и лидер ДПМ Владимир Плахотнюк явно не намерен делить с социалистами министерские портфели, коррупционную ренту, сферы влияния и прочие активы. Такой подход противоречит не только внутренней мотивации самого Плахотнюка, который привык «брать все», но и позиции США – главного источника поддержки действующей власти. Летом прошлого года идея сблизить позиции демократов и социалистов проходила предварительную обкатку на теме «молдовенизма» (концепция «Pro-Moldova») и нейтралитета Республики Молдова под международные гарантии. Однако тогдашнее единодушие было скорее попыткой ДПМ отнять у Игоря Додона голоса «молдавских государственников», чем прообразом будущей равноправной коалиции.

В конечном счете шансов сформировать устойчивую коалицию в Молдове после 24 февраля почти нет. Более менее реальны два сценария – перевыборы с новым количеством депутатских кресел (если соответствующий референдум состоится) и попытка силового захвата власти одной из политических сил, предположительно, Демократический партией Молдовы. Оба сценария гарантируют долгосрочный паралич властных институтов и выход борьбы за власть на улицы Кишинева – в палаточные городки, парки и на порог парламента РМ. Тем более, что массово протестовать весной гораздо комфортнее.

Так или иначе сомнений, что Республика Молдова встретит 10-летие «революции Твиттера» периодом безвластия и опричнины, очередными народными волнениями и дежурными призывами «успокоиться» всех геополитических центров, играющих на молдавском поле. 10 лет деградации, бесконечной коррупции и ожесточенной борьбы за власть в беднейшем государстве Европы, лишившемся за годы независимости половины своего населения, говорят о том, что прямо сейчас Молдова пребывает в периоде полураспада. Окончательное оформление этого процесса – вопрос времени, и неясно, какое именно будущее ждет страну.

Дмитрий Астахов

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей