Авг 15

Производство ПМР В октябре 1898 года предприимчивый немец Карл Питч основал в Тирасполе мастерскую. Ковал лестницы, козырьки для крыльца, потом начал делать оборудование для мельниц и сельхозинвентарь. Предприятие оказалось прибыльным и со временем превратилось в довольно крупное. Через 26 лет мастерские у немца отобрали и переименовали в завод имени Кирова. А еще через 40 лет Тираспольский «Точлитмаш» выбился в лидеры советского машиностроения и даже прославился за рубежом.

А потом отменили социалистическую собственность. Но заводу повезло с тогдашним руководством – к приватизации в 1999 году предприятие было полностью комплектным.

«Тогда это было принципиальное решение – ни одного станка, ни одной единицы оборудования вообще не продавать», – говорит генеральный директор ОАО «Литмаш» Руслан Португалов.

По его словам, новый собственник не стал гнаться за быстрыми деньгами. Наоборот – в цехах появились современные литейные комплексы, освоили производство запчастей для железнодорожного транспорта и шахтного оборудования. В общем, перспективы виделись самые радужные.

И внезапно опять все изменилось. Валютный кризис четырнадцатого года тяжело ударил по оживающему заводу. После падения рубля, а потом и гривны закрылись традиционные рынки – Россия и Украина.

«В один момент наша продукция стала сверхдорогой. А финансовая политика, которая проводилась в те годы в Приднестровье, искусственно завышенный курс рубля, только усугубили положение. Пришлось брать кредиты – на зарплату, на электричество… Реализации нет, долги растут, счета блокированы, дело дошло до суда и ареста имущества», - сказал Руслан Португалов.

Обратились за помощью к тогдашнему Правительству. Сумма правительственных льгот по тарифам составила 6% от величины годовых убытков. 6%. И всё. Обещали многое, но даже счета не стали разблокировать.

Как в такой ситуации рассчитываться с кредиторами? Закрыть завод, продать имущество за долги? Можно, конечно. Потерять навсегда уникальное производство, специалистов – за рубеж, носить кирпичи на стройках, оборудование распилить, а лучшую в регионе техническую библиотеку сдать на макулатуру. Но вот денег от такого «бизнеса» не хватит даже закрыть долги по зарплате. Даже налоговики ничего не получат, уж не говоря об иных кредиторах.

Обратились за помощью к Правительству еще раз. Уже к новому. Кстати, это вполне нормально и даже вполне по-рыночному. В тех же Штатах в период нефтяного кризиса руководители автогигантов буквально ночевали в Сенате, добиваясь помощи в борьбе с японскими конкурентами.

Новое руководство Приднестровья с пониманием отнеслось к проблемам «Литмаша». По инициативе Президента был принят Закон «О государственной поддержке организаций машиностроения». Смысл закона – не списать долги, а реструктуризировать их. То есть изменить график выплат так, чтобы у предприятия была возможность работать. Кроме того, предусматривается и разблокирование счетов, пусть и частичное. Это дает возможность увеличить объем производства и постепенно закрывать ранее накопленные долги.

В то же время новый закон – это не очередное вливание денег из госбюджета со слабой надеждой «авось отдадут». Это реальная помощь тем, кто может делать дело, чья продукция нужна и кто может и хочет вернуть одолженное.

По идее, такой ход выгоден всем – люди получают работу и зарплату, кредиторы – одолженные деньги, а государство – налоги. Да, несколько позже, но это лучше, чем вообще ничего. Тем более, что в законе четко прописаны сроки возврата долгов. И тем более, что руководство самого завода не сидит сложа руки – есть конкретные планы по восстановлению производства, договоры на поставку продукции, готовят к запуску оборудование и персонал. Уже есть результаты этой деятельности – с октября прошлого года на «Литмаше» вовремя платят зарплату. Впервые за несколько лет набирают людей и даже обещают за работу нормальные деньги. Хочешь получать больше – учись, завод готов помочь стать специалистом.

И это только те производства, которые работают сейчас. Но чтобы погасить прежние долги, нужно расширяться – запускать новый литейный комплекс, восстанавливать утраченные мощности.

Технически завод к этому готов. Теперь «Литмаш» должен попасть под действие нового закона. Ведь он не просто облегчает жизнь предприятию, а еще и прекращает дело о банкротстве. Да, обязательства остаются, но исчезает статус банкрота. Это весьма существенно – у завода появляется возможность участвовать в российских тендерах. А спрос на продукцию «Литмаша» есть – ее цена и качество более чем конкурентны в России.

Сейчас готовятся документы, в разных ведомствах проводятся проверки на соответствие условиям закона.

«У нас есть реальная возможность погасить долги. Но для этого только один выход – работать. Других вариантов нет», - подчеркнул Руслан Португалов

Иначе, как говорили в американском Сенате 40 лет назад, «вы им всем будете платить пособие». Американцы в свое время помогли своим промышленникам.

Чем мы хуже?

Андрей Барсуков

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей