Янв 11

В экспертных кругах ряда европейских стран складывается убеждение, что румынский президент Траян Бэсеску, по недомыслию, а может быть и злокозненно, за период своего правления сделал все возможное, чтобы основательно дискредитировать и опорочить «демократические идеи» Евросоюза, развенчать «миротворческие, освободительные» лозунги атлантистов. Отмечается при этом, что агрессивная риторика по адресу одного из участников СНГ – соседней независимой Молдовы, факты прямого вмешательства во внутриполитические процессы этого государства стали частью внешнеполитического курса Румынии именно после ее вступления в ЕС и НАТО.

Очень сомнительно, чтобы, не чувствуя за спиной расположившихся на румынской территории американской военной базы и систем ПРО, этот деятель осмелился бы напрямую заявлять о том, что "новой государственной идеей Румынии становится теперь объединение с Молдовой". Мало того, на днях он решил уточнить свою мысль, заверив европейскую общественность в том, что «именно в 2014-м году нынешние румынские власти заявят «честно и открыто, что Молдова является румынской землей».

Что еще более странно и поразительно, так это затянувшееся нелепое молчание по этому поводу гаранта Конституции Молдовы - президента Николая Тимофи, а также лидеров правящего в стране «Альянса за евроинтеграцию», которые хотели бы во всей «красе» предстать перед европейскими законодателями «демократических мод» все-таки под национальным стягом. Чем же можно объяснить такое необыкновенное смирение и покорность?

Впрочем, никакой загадки при всем желании здесь нет, если иметь в виду попавшие в печать признания советника президента Бэсеску по вопросам международной безопасности и стратегии господина Юлиана Кифу в том, что молдавская правящая верхушка изрядно финансируется из казны Румынии

Но из каких, спрашивается, источников пополняется эта довольно тощая казна, тем более на расходы, не имеющие отношения к социальным нуждам румынского общества? Как проговорился журналистам тот же Кифу, то, например, около 80 процентов из 500 миллионов евро по случаю выделенных «евроинтеграторами» румынской элите на прокорм, использовались для реализации программы по либерализации виз в интересах пополнения «Старого света» дешевой рабочей силой и на «подготовку» к парафированию Кишиневом соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

Счел за благо не открывать рта на этот счет и американский посол в Кишиневе – Уильям Мозер, который, как отмечает молдавская печать, отличается чрезмерной говорливостью и готовностью встревать со своими рецептами и поучениями во все происходящие в регионе политические процессы. Не прозвучали с надлежащим «осуждением» румынского экспансиониста Бэсеску и голоса брюссельских чиновников, к назиданиям которых и по более незначительным поводам уже попривыкли в «младоевропейских» столицах. Выглядит вся эта «дипломатическая молчанка» весьма настораживающей еще и потому, что в штаб-квартире ЕС постоянно заявляют о недопустимости каких-либо взаимных территориальных притязаний внутри «демократического сообщества». Речь же в данном случае идет о ревизии, конкретном пересмотре фундаментальных принципов послевоенного устройства мира, в частности, в Европе.

Многие западные эксперты убеждены, что официальный Бухарест в проведении внешней политики ориентируется на стратегические цели Вашингтона и НАТО в Европе, в конкретном случае выполняет их установку на поглощение Молдовы и, возможно, части украинской территории, на что румынские националисты и реваншисты имеют свои определенные виды. Ведь хорошо известна позиция главы националистической партии "Великая Румыния" Корнелия Тудора, который не признает нынешние границы с Украиной, полагая их навязанными Бухаресту «пактом Молотова-Риббентропа», отмахиваясь, таким образом, от исторических и справедливых Ялтинских и Хельсинкских Соглашений. Есть резон напомнить в этой связи, что и политический авантюрист Траян Бэсеску в 2008-м году предлагал Киеву «выгодную» сделку – взамен Приднестровья получить от украинских «оранжевых» Северную Буковину и Южную Бессарабию.

Как пишет молдавская пресса, «не надо быть семи пядей во лбу, чтобы придти к заключению о том, что дружное молчание вашингтонской дипломатии и брюссельских «демократов» по поводу реваншистского заявления румынского президента свидетельствует о наличии тайного и скоординированного сговора с целью ликвидации суверенитета Молдовы, превращения этой республики в румынскую провинцию, в чем и заключается суть ныне полностью обнаженного и опасного замысла кишиневских националистов - Unire. А затаили они дыхание и закрыли рты только потому, что полностью поддерживают агрессивные наскоки своего вассала на соседнюю республику.

Уже сейчас некоторые молдавские журналисты пишут о том, что в Кишиневе правит бал «колониальная администрация» и, будто бы, «власти Молдовы, находясь под внешним управлением, не способны всерьёз отстаивать национальные интересы республики». В порядке иллюстрации утверждается также, что «такие господа, как еврокомиссар Штефан Фюле, американский посол Уильям Мозер, европейский представитель Дирк Шубель и другие чужестранные чиновники располагают не последним словом в принятии нынешним молдавским руководством важных решений.

Можно, конечно, и засомневаться в объективности и полноте такого рода эмоциональных журналистских оценок, касающихся нюансов отношений молдавских высоких чиновников и зарубежных «политконтролеров», задаться известным горьковским вопросом: «А был ли мальчик-то? Может, мальчика-то и не было?». Однако упрямые факты свидетельствуют о том, что именно в период четырёхлетнего правления в Молдове «Альянса за евроинтеграцию» фундаментальные основы суверенитета и независимости республики подверглись явной коррозии и тлетворному разлагающему влиянию «желтого дьявола».

Недавно, к примеру, Конституционный суд республики принял решение, согласно которому румынский язык в директивном порядке превращается в официальный язык взамен молдавского, хотя, как показывают результаты опроса общественного мнения, с этим готовы согласиться не более 10 процентов населения страны. Для молдаван вопрос существования и использования собственного, родного языка - это вопрос сохранения нации, государства и государственности, считает доктор исторических наук, молдавский писатель Василий Стати. Это вопрос самоидентификации, подчеркивает он: «…если не будем говорить на молдавском языке, то мы станем кем угодно, но только не молдаванами».

Вопрос о смене государственного языка, между прочим, было начато по инициативе того же Траяна Бэсеску, а само решение принималось шестью судьями, четверо из которых имеют… румынское гражданство! Отнюдь не случайно же наличие второго иностранного паспорта в республике не только не запрещено, но и всячески поддерживается западными лоббистами, в том числе и во властных структурах. Только за последние годы власти Бухареста «раздали» жителям Молдовы более 250 тысяч своих паспортов, а в румынском парламенте вынашивается идея «закрепить в конституции право на румынское гражданство для всех жителей соседнего государства». В массовом порядке «награждаются» румынскими документами и многие граждане Украины: в частности, в Закарпатской, Черновицкой и Одесской областях, которые, по замыслу кишиневских стратегов, в перспективе должны, видимо, оказаться в составе «Великой Румынии».

Более того, в середине прошлого года Бухарест навязал молдавским властям некое «соглашение» о военном сотрудничестве, который закладывает юридическую основу двустороннего военного сотрудничества, предусматривающего, в частности, и «вынужденную необходимость» бессрочной дислокации на территории Молдовы румынских войск. Документ предусматривает также проведение совместных военных учений, формирование боевых инфраструктур, а также совместного командования на оперативном и территориальном уровнях, координацию работы генеральных штабов. Кишиневские «власть предержащие» пошли и на то, чтобы, например, во время проведения совместных учений позволять румынским военным использовать воздушное пространство страны", способствовать "картографическому обеспечению" военных маневров, то есть беспрепятственной разведке в крайне взрывоопасном регионе.

Эксперты обращают внимание на то, что еще раньше стороны подписали документ, предоставляющий румынской жандармерии право доступа на территорию Молдовы на случай "массовых беспорядков и волнений». О чем может идти речь, становится совершенно понятно, если иметь в виду, что кишиневские власти по-прежнему считают суверенное Приднестровье частью своей вотчины, над которой рано или поздно при содействии НАТО и евроблагодетелй должно быть поднято «знамя Великой Румынии».

Нельзя исключать, констатирует западная пресса, что прозападное крыло кишиневской руководящей элиты и ее лоббисты в Брюсселе явно преувеличивают факт парафирования молдавской стороной соглашения об интеграции с ЕС, состоявшегося в конце прошлого года на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе, поспешно оценивают это второстепенное событие как «свершившийся и необратимый уход Молдовы на Запад». Но эта их «картина маслом» совершенно не соответствует реальному раскладу политических сил в республике.

Следовало бы признать, подчеркивают в этой связи местные авторитетные политологи, что приверженцы идеи евразийской интеграции ( в одном ряду с Россией, Белоруссией, Казахстаном и Арменией) составляют значительно большую часть населения Молдавии, а в целом ряде мест - Бельцы, Гагаузия, Тараклийский район, многие регионы севера и юга – она, эта идея, имеет бесспорный приоритет. На политической арене республики, напоминают кишиневские газеты, евразийский путь интеграции поддерживают практически все левые и патриотические силы - коммунисты, социалисты, социал-демократы, «Патриоты Молдовы», а также многие сторонники рыночной экономической модели, в частности, влиятельная Партия регионов.

Результаты предстоящих в ноябре этого года парламентских выборов в Молдове, несомненно, внесут существенные коррективы в определение вектора политического и экономического развития Молдовы, укрепят суверенитет и достойное место республики в цивилизованном международном сообществе. Эксперты склонны связывать пещерные идеи и лозунги румынского президента Бэсеску отчасти и в том числе с этим грядущим политическим событием. Если это так, иронизируют они, то лучшего «пособника» в предвыборной кампании на стороне патриотических и всех здравомыслящих сил Молдавии, трудно и найти. Надо только, «чтобы Бэсеску и его горячие сторонники на левом берегу Прута как можно чаще открывали рты».

Виктор Барсов, публицист

Отзывов (6) на «Стратегия Бэсеску»

  1. BPR пишет:

    Наконец-то настает время распрощаться с уродливым детищем Сталина - республикой малдафия. Тираспольские террористы должны уйти по добру-по здорову или придется их выгонять, и освободить румын коих пполовина населения транснистрии. Захватили в 92-м Тигину - ничего отобьем если нужно будет : D

  2. керя пишет:

    В 92 захватить вы пытались а не мы . Человек (BPR) с одной прямой извилиной , и то прямой , где ты видил в тирасполе террористов???? А террористы это илашку который был награжден в румынии и рм за террор , так что террористы у вас а не у нас . И ты идиот война приносит только смерть горе и разруху . Обратись ка ты в психиотрию за консультацией , может помогут!!!!!!

  3. BPR пишет:

    Я к стати заметил что тираспольские сепаратисты почему-то очень обеспокоины судьбой “молдован и молдавского языка”. Странно не правда ли? Отделились а теперь рассуждают о “бедной Молдавии” которую хотят захватить злые румыны. Вы бы хоть не позорились и убрали название “молдавская” у своей рэспублики. Ваш президент хоть что-нить по-молдавски выговорит? Или конституция у вас есть на молдавском? Сколько процентов на твпмр молдавских программ, а? (35 % молдован вроде:D)

  4. Приднестровец пишет:

    Процент программ на единственном госканале ПМР не может говорить о любви или притеснении то или иной нации. В сетке вещания, например, 7 украинских каналов. Руководство ПМР предлагало кишиневу, чтобы в Приднестровье вещалось два молдавских канала в обмен на один приднестровский, который должен быть доступен телезрителям молдовы. но кишиневский режим чего то испугался и отказался обсуждать этот вопрос. почему? Уважаемый BPR, можете ответить на этот вопрос? Может быть это от большой любви к молдавскому населению ПМР или как? А насчет вашего совета, убрать их названия Республики - “молдавская” - это здравая мысль, т.к. ее населяют не только молдаване. Могу посоветовать в свою очередь и РМ - убрать слово молдова. По словам вашего режима - вы румыны и говорите на румынском и история у вас румынская. Зачем себя обманывать?

  5. Transnistria пишет:

    Действительно, нужно назвать - Республика Бессарабия. А “ПМР” пусть катится на все 4 стороны, только чтоб граница была по Днестру (типа левобережные села отдаем, Тигину получаем).

  6. Сергей пишет:

    Transnistria -типа тебе нужен футбольный клуб? так, ты вроде, не Абрамович. Или ты ещё о чём-то?

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей