марта 10

Молдова Решение Конституционного суда от 4 марта, отменяющее конституционную норму об избрании президента парламентом и возвращающую процедуру всенародного избрания главы государства, – действие в основе своей, безусловно, антиконституционное и незаконное. Судьи КС присвоили себе полномочия по изменению Конституции и в этом смысле совершили акт узурпации власти.

Можно ли в таком случае говорить, что будущий всенародно избранный президент априори нелегитимен? Можно. Но в связи с этим возникают и другие вопросы. А нынешний парламент, избранный в результате сфальсифицированных выборов, – он что, легитимен? Да нет же. А легитимно ли правительство Филипа, утверждённое с очевидным нарушением Конституции (норма – обсуждение в парламенте программы правительства – была нагло нарушена)? Тоже нелегитимно. С КС, Высшей судебной палатой и прочими судебными институциями, которые своими незаконными решениями убили и похоронили собственную легитимность, тоже всё ясно. А с ЦИК тем более.

В нынешнем молдавском государстве осталось хоть что-то легитимное?! Легитимным остался молдавский народ – и как этнокультурная общность, и как совокупность граждан Республики Молдова независимо от их национальности. Но народ это не государство. Наш народ сегодня – это отстранённый от власти суверен, и когда и каким образом он вернёт себе государство, принадлежащее ему по праву, известно одному Богу. Рассуждать до тех пор о легитимности-нелегитимности, конечно, можно, но вряд ли эти рассуждения способны посодействовать реальному политическому процессу.

Республика Молдова вступила в стадию конституционно-правового хаоса, что стало закономерным следствием установления в стране олигархического режима. По-другому просто не могло быть, ибо государство – оно захвачено (мне ближе слово "оккупировано", звучит как-то роднее, навевает исторические реминисценции). Какая уж тут нафик легитимность?

Усматривать за всеми последними манипуляциями злой гений одного-единственного человека, которого зовут Владимир Плахотнюк, да еще и восхищаться при этом – вот ведь, сукин сын, опять всех поимел – я, в отличие от некоторых коллег-комментаторов, не готов. Вот если бы в результате его действий не разрушались конституционно-законодательные скрепы государства, а при этом он добивался бы нужного результата – вот тогда другое дело, тогда Плахотнюк заслуживал бы восхищения. А так, когда всё происходит по принципу бандитского налёта, с поджогом и разрушениями, лишь бы до сэбэ захапать побольше, а там пусть остаются руины и хоть трава не расти – какая уж тут гениальность? Не надо путать Божий дар с яичницей.

Да, чуть не забыл, мы просто-таки обязаны сказать огромное спасибо США и ЕС за то, что поспособствовали этому деструктивному процессу. В памяти молдавского народа их весомый вклад в ликвидацию у него в стране ростков демократии и победу олигархии останется в веках.

Констатируя состояние нелегитимности большинства институтов молдавского государства (и оставляя пока в скобках разговор о том, с какой целью проводится политика по его ликвидации де-факто), невозможно обойти стороной ритуальный вопрос: дальше-то что делать? Тем же партиям, которые ведь по определению есть инструменты политической борьбы – им как следует поступить?

Вот будет назначена дата нелегитимных всенародных выборов президента, дан официальный старт нелегитимной избирательной кампании – следует ли оппозиционным партиям принять в ней участие? Выдвинуть своего кандидата или поддержать кандидата от другой партии – сейчас мы ведём речь даже не о форме, о самом факте участия. Надо участвовать или нет?

С одной стороны, участие в такой кампании неминуемо вызовет град критики со стороны части просвещённой публики, более или менее (чаще менее) доброжелательной, которая непременно обвинит партию-участника в пособничестве режиму и в преступном с ним сговоре. С другой стороны, и это аксиома, неучастие в любой избирательной кампании равносильно для любой партии если не акту самоликвидации, то существенному политическому и организационному ослаблению. Ни один партийный лидер, если он не собирается на политическую пенсию, не вправе об этом забывать.

Выскажу собственное мнение, субъективное и пристрастное. Полагаю, что три основные оппозиционные партии, если дата прямых президентских выборов будет назначена, должны, так или иначе, принять в них участие. Избирательная кампания – это, прежде всего, борьба, на неё и следует быть заточенными. Всё остальное – форма твоего участия, мессидж, в котором ты объясняешь своим сторонникам, зачем ты это делаешь, – всё это вторично, вещи технические. Важно другое, понимание того обстоятельства, что участие даже в самой нелегитимной кампании даёт возможность для продолжения протеста (который, будем откровенны, из-за однообразия и беспонтовости протестных действий задышал на ладан), даёт возможность путём живого контакта с десятками и сотнями тысяч граждан внятно артикулировать для них свои политические требования.

Которые ведь, требования, никуда не денутся. И главное из них – отставка нелегитимного парламента, этого «корня зла» в условиях как бы (язык не поворачивается сказать де-юре) парламентской республики, и организация досрочных парламентских выборов. И непременно под широким международным (50 % наблюдателей от США, включая ЕС и Румынию, 50 % – от России, я так это вижу) международным контролем.

Потому что в действительности всенародные выборы президента не решат ни одной проблемы. А, значит, борьба продолжится и после них. Ну а если уж так случится, что оппозиции удастся провести своего кандидата на должность президента (допустим, он побеждает и, допустим, нелегитимные ЦИК и КС утверждают результаты таких выборов), – что ж, оппозиция получит еще один рычажок, пусть и не самый-самый, для дальнейшего подрыва режима. (Разумеется, говоря оппозиция, я допускаю условность, отдавая себе отчёт, какого рода трения существуют между Партией социалистов Республики Молдова, Нашей партией и Партией «Платформа Достоинство и Правда»).

Всего лишь рычажок, не более, который можно и не получить. Но независимо от фактических результатов президентских выборов, оппозиция получит отмобилизованный электорат, насчитывающий сотни тысяч граждан, и окрепшие в процессе избирательной кампании партийные структуры. А вот это уже солидный ресурс для дальнейшей активизации протеста.

Как-то так.

Что касается идеи, уже высказываемой в социальных сетях, о бойкоте будущей кампании выборов президента, она мне представляется какой-то неискренней, я бы даже сказал ханжеской. Потому что, если вы предлагаете бойкотировать выборы, то логика политической борьбы диктует вам следующую последовательность шагов: переход на нелегальное положение, создание подпольных ячеек, формирование боевых групп, подготовка вооруженного восстания.

Говоря «А», говорите и «Б», а затем «В», «Г», «Д». А если в АБВГДейку играть не готовы, не уподобляйтесь политическим тартюфам. Не смешите народ.

Виктор Жосу, молдавский политолог

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей