Апр 25

Николае ТимофтиПрошло уже более месяца с момента избрания Николая Тимофти на пост президента Молдовы. Все помнят, как телеканалы радостно сообщали, что наконец-то преодолен политический кризис и страна обрела главу государства.

«Молдова, у тебя есть президент!» - такими заголовками пестрили большинство масс-медиа. Была, в конце концов, поставлена жирная точка в Книге рекордов Гиннесса (что, конечно же, еще раз обратило внимание мировой общественности на нашу страну). Стабильность и спокойствие пришли в нашу истерзанную политическим кризисом Молдову – говорили в унисон лидеры находящегося у власти АЕИ.

Прошел месяц. Срок весьма небольшой, чтобы делать окончательные выводы, но, учитывая, сколь долго был ожидаем этот человек, а также то, что именно на данном этапе глава государства представляет обществу свое видение развития страны, мы все ожидали активного вовлечения назначенного президента в процесс руководства. Как же прошел рабочий месяц Тимофти?

Как мы помним, после торжественной инаугурации Николай Тимофти принял участие в некоторых ток-шоу, в ходе которых главным образом рассказывал о себе, своей карьере, семье и прочих личных вещах, принимал поздравления от высших сановников государства, посетил родительский дом во Флорештах, обратился с посланием к участникам проекта «Hai, Moldova!», посетил Министерство обороны. Затем собирался посетить воинский гарнизон в Бельцах, о чем было заранее громогласно объявлено, но по какой-то непонятной причине отменил этот визит. Потом последовал ряд встреч с представителями дипломатических миссий, аккредитованных в Молдове, и некоторых международных организаций. Одним словом, верховный главнокомандующий и представитель государства на международной арене начал свою деятельность.

Затем случилось событие с неприятным оттенком для главы государства. При весьма неоднозначных обстоятельствах во Флорештском районе произошла смена руководства района, и на должность заместителя председателя района был избран шурин Тимофти, о чем сразу же стало известно всему населению. У нас в Молдове все давно привыкли к повсеместному кумовству и назначению на должности по родственным, дружеским и политическим принципам, но все же здесь идет речь о президенте страны. Реакция Тимофти не замедлила быть: я много лет назад уехал из родного города и не знаю, что там происходит. Это возможно, но уж как-то весьма подозрительно, принимая во внимание сроки его избрания на пост главы государства и последующей рокировки в руководстве Флорештского района. Кстати, оспоренной в судебном порядке.

В этот же период времени решался вопрос последующего места жительства главы государства – в черте города или в резиденции в Кондрице – где будет лучше осуществлять свою деятельность, не причиняя неудобств соседям.

После проведения протокольных встреч с представителями дипкорпуса нам следовало ожидать активного вовлечения президента во внутренние дела страны, встреч с представителями законодательной и исполнительной властей, обсуждения насущных проблем в социально-экономической сфере, в аграрном секторе, учитывая преобладающий сельскохозяйственный уклад экономики страны, в сфере образования и культуры и т.д. В ответ последовала …тишина.

Более того, за этот месяц в стране произошел ряд событий, вызвавших широкий резонанс и требовавших реакции главы государства. Перечислять все события нет смысла, обратимся лишь к некоторым из них. Так, 30 марта премьер-министр Филат провел встречу с лидером Приднестровского региона Евгением Шевчуком, в ходе которой были достигнуты договоренности по вопросу транспортных перевозок и регулирования деятельности экономических агентов обоих берегов Днестра. Все бы хорошо, но нормальным образом эту встречу должен был провести президент Тимофти, поскольку именно он является гарантом национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. Какой же была реакция Тимофти на результаты встречи? А ее попросту не было. И здесь напрашивается вопрос: какова Ваша роль в этом процессе? Что Вы, как глава государства, думаете по этому поводу?

Нет смысла говорить о том взрыве эмоций, который вызвал в обществе проект закона о недискриминации. По этому вопросу уже высказались все, кому нужно и не нужно, но нет реакции лица, представляющего все общество – президента. По логике вещей, он должен был бы обратиться к обществу с таким призывом, который снял бы накал страстей и примирил противоборствующие стороны. Но мы не знаем, что он думает о данном законопроекте. Может быть, он с кем-то встречался по этому вопросу? Неизвестно.

5 апреля произошло событие, вызвавшее международный резонанс: решением Координационного совета по телевидению и радио была отозвана лицензия у телеканала NIT, а уже на следующий день было отключено вещание канала. Это решение КСТР вызвало бурю эмоций в обществе, по нему высказались представители всех политических партий, представители гражданского общества (причем последние подписали заявление, в котором осуждаются действия властей), последовала реакция ООН, Совета Европы, Госдепартамента США и ряда других организаций. Но никто из нас не знает, что думает по этому поводу президент Тимофти. Закрытие единственного оппозиционного канала в стране в любом случае должно вызвать реакцию главы государства, но в данном случае, помимо прочего, к Николаю Тимофте волей-неволей возникает вопрос как к юристу: решение административных властей (коей является и КСТР) по отзыву лицензии вступает в силу после соответствующего решения судебной инстанции (если решение обжаловано). Власти же, не дожидаясь истечения сроков опротестования (кстати, решение сразу же было опротестовано), отключили вещание канала. Таким образом было проигнорировано право на судебную защиту. Так что же думает по этому поводу гарант Конституции и законности в стране? Каково мнение судьи, не просто судьи, а бывшего председателя Высшего совета магистратуры? Как Вы на это смотрите? К сожалению, в данном случае, помимо отсутствия реакции главы государства, это можно констатировать как «молчание – знак согласия».

Серджиу Сырбу

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей