мая 01

Когда мы пытаемся оценить ситуацию в Молдове и сделать прогноз на будущее, то часто забываем, что говорим о стране, всецело зависимой от внешних сил и обстоятельств. Мы ждем от политиков и экономистов самостоятельных или хотя бы минимально отвечающих национальным интересам решений, игнорируя то, что Молдова обладает более чем относительным финансовым и экономическим суверенитетом. Сугубая зависимость от международных кредитов, скидок на российский газ или доступа товаров на внешние рынки делает нашу независимость фикцией, а политиков – марионетками, проблема которых усугубляется тем, что они пляшут не под чужую дудку, а под две или три чужие «дудки» как минимум. Вот этот «танец» теперь называют политкорректным словом «многовекторность».

И в этой ситуации, столь же трагической, сколь постыдной, наши “элиты”, вместо того чтобы объединить усилия ради благой цели – сделать страну хотя бы отчасти экономически независимой, – ведут себя как пауки в банке... Мало того, в этой неблаговидной борьбе каждый старается привлечь на свою сторону граждан страны, раскалывая тем самым общество не по объективной необходимости, а в личных интересах, сплошь и рядом используя для этого не совсем корректные средства. В итоге Молдова разделена на два равных лагеря, один из которых ратует за вступление в ЕС, а вторая половина не менее горячо выступает за Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана с перспективой вхождения в ЕврАзЭС.

Несколько партий уже выдвинули инициативу – провести референдум по поводу “восточного вектора”. Что ж, это общепринятый, законный путь. Действительно, правительству стоит поддержать эту идею и вынести на всенародное обсуждение не один, а несколько вопросов. В частности, альтернативу - Евросоюз или ЕврАзЭС, а также - нужен ли нам второй государственный язык и другие злободневные, спорные вопросы и далее действовать в строгом соответствии с волей народа. Мы постоянно слышим из уст первых и вторых лиц государства об “абсолютном приоритете” евроинтеграции (нечто подобное недавно уверенно изрек и четвертый президент страны Николай Тимофте), хотя соцопросы показывают и “неабсолютность”, и даже “неприоритетность” европейсткого пути для существенной части населения...

Власти, а точнее - правительство, которое занимается реальной экономикой, оказалось в сложном положении: ни одно из предлагаемых им решений не устраивает ни оппозицию, ни парламентское “правящее большинство”. С одной стороны, в условиях финансового дефицита страна нуждается во внешних заимствованиях, которые невозможно получить, не выполнив обязательств перед МВФ, с другой - правительство вынуждено поднимать цены на газ до рыночного уровня, а значит, и “цены на всё”. Это в лучшем случае может привести к поражению ЛДПМ на парламентских выборах, в худшем – к бунту. Кабмин не может отказаться от обязательств по Третьему энергопакету, а без этого Россия не хочет снижать цену на газ...

Между тем интересы Молдовы и ее граждан никого в мире не волнуют. Ибо мир этот – рыночный. Запад равнодушен к таким важным факторам демократии, как свобода слова, права национальных меньшинств и, в частности, русскоязычных... Когда речь идет о финансово-экономических выгодах, он проявляет поразительную беспринципность в соблюдении декларируемых им «общечеловеческих ценностях». Мы имеем дело с инструментом давления, используемым избирательно, чтобы заставить Молдову принять выгодные для Запада условия. Это должны понять наши политики, избавившись от застарелых иллюзий.

Что касается России, то принцип ее политики Владимир Путин сформулировал так: «Мальчик выходит во двор с конфеткой в потном кулачке. Его просят: “Дай конфетку”. А он говорит: “А мне за это что?”». Если приложить это к нашей ситуации, надо признать: официальному Кишиневу – “не за что”. То есть не за что Молдове и ее народу, и это не благодаря Москве, а по недомыслию наших правителей. Конечно, кишиневская политика в отношении русскоязычного населения - и по другим вопросам - волнует Кремль, и наши проблемы от этого возрастают. Так что это наша «головная боль».

Вот еще важный аспект: демократия в Молдове и позиция “коммунистов Китая”. Молдова может получить от них несколько десятков “лимонов”, которые Пекин распихивает по всему свету, скупая месторождения полезных ископаемых, предприятия и технологии. А у Молдовы взять нечего - разве что потихоньку скупить наши земли...

Власть наша, как между молотом и наковальней. Угождая внешним партнерам, она все туже затягивает петлю на народе. Выторговать более выгодные условия партнерства она не в состоянии: у Кишинева нет «козырей» в переговорах, а у оппонентов их много.

А что же делать с благосостоянием населения, ведь это, по идее, главная забота власти? Не среднестатистический гражданин решает, когда нужно обновлять трубы в доме, ремонтировать дорожное покрытие или, как говорится, “всю систему менять” - для этого существует власть всех уровней. Если жизнь в стране тяжка и не облегчается, вывод прост и справедлив: власть не годится! Следуют выборы, власть меняется, а жизнь продолжает ухудшаться.

Значит, что-то совсем не так не в данной конкретной власти, а в общественно-политической системе как таковой. И тогда появляется оппозиция со свом имиджем “народной заступницы” и проектом “возрождения Молдовы”. Знакомая ситуация? Да-да, еще не забыты восемь лет “триумфальных провалов” Воронина и его команды по всем направлениям - от социально-экономического до внешеполитического и геостратегического.

Так что же, вернуть воронинскую власть на еще несколько “триумфальных лет” с тем же или худшим итогом? Давайте лучше вспомним чеканную формулировку классика: “Свобода – это осознанная необходимость выбора”. Если отказаться от политики «двух стульев» и сделать исторически и прагматически оправданный выбор, это,на мой взгляд поможет выйти из жесткой зависимости... Конечно, абсолютной независимости не бывает, но обязательства перед одним партнером предпочтительнее, чем роль “слуги двух-трех господ”.

Правда, принимать решение нужно поручить народу, а для этого нужно как минимум узнать его мнение...

Роберт Западинский

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей