июля 20

Приняв Национальную программу по контролю над табаком, Молдова фактически отписалась перед мировым сообществом, объявившим борьбу табакокурению, и оттянула час решительных действий до 2016 года.

Да, в программе много чего написано, но если вдуматься, реальных инструментов для ее реализации в течение четырех лет нет.

Общественное мнение о вреде курения в стране до сих пор не сформировано, не проведено ни одной продолжительной и масштабной информационной атаки, наподобие тех, что проводились по предупреждению туберкулеза или ВИЧ/СПИДа. Группы сторонников, выступающих против курения в общественных местах, разрознены. В стране идет ежегодный прирост числа курильщиков, особенно среди женщин и несовершеннолетних детей. В глазах мировой общественности Молдова имеет реноме страны, где производство табака продолжает быть доходной частью «теневой» экономики, где процветает контрабанда сигарет, а действия высокопоставленных чиновников и депутатов, замешанных в контрабанде, остаются безнаказанными. Но правительство все же «ощетинилось» и выдало: «Сократить, понизить, уменьшить».

Одна из целей программы - сокращение числа курильщиков в стране. Согласно исследованиям, почти треть населения относит себя к постоянным потребителям табака, причем основную часть составляют мужчины трудоспособного возраста, число же курящих молодых женщин из года в год растет. Но тут важен другой момент. Не более 3% постоянных курильщиков хочет избавиться от вредной привычки. Вероятно, именно этот процент и объясняет скудные меры, заложенные в программе по оказанию помощи тем, кто хочет вычеркнуть из своей жизни никотин, обратившись за помощью к специалистам.

В 2013 году запланировано, цитирую: «Организация работы, услуг по консультированию и оказанию помощи курящим лицам со стороны 50% центров семейных врачей». Если принять во внимание, что услуги по отказу от курения в рамках государственных медучреждений оказываются в Республиканском наркологическом диспансере, куда, в общем-то, еще добраться надо, то решение о создании в центрах семейной медицины точек, где желающие бросить курить могли бы получить помощь, необходимо и своевременно. Но что это будет за помощь? Консультация и только? Признавая наркотическую привязку к табаку, курильщики с многолетним стажем требуют более серьезного врачебного вмешательства и имеют право вполне обоснованно спрашивать помощь от государства, которое так высоко подняло знамя борьбы с табакокурением.

К сожалению, на деле все не так. В рамках полиса ОМС курильщик в этом году, как и в прошлые годы, может рассчитывать только на задушевную беседу. Действенная терапия застрахованным лицам не оказывается. За медпроцедуры, лекарства, будь любезен, плати сам. Кстати, цены на лекарственные препараты, предназначенные для лечения хронической никотиновой привязанности, в этом году как по злому року и к большому возмущению наркологов и пациентов подорожали, несмотря на всю борьбу правительства за удешевление лекарств. Например, цена на тот самый «Табекс» в этом году необъяснимо взлетела с 60 до 214 леев. В этой связи вполне правомерен следующий вопрос: если застрахованное лицо хочет излечиться от влияния никотина, а государство, в свою очередь, в этом заинтересовано, то почему услуги не входят в пакет ОМС?

Позиция правительства на этот счет следующая: страховая медицина, в фонд которой львиная доля взносов поступает из налогов госбюджета, и без того несет на себе тяжелое бремя расходов, связанное с дорогостоящим лечением болезней (онкозаболевания), вызванных табакокурением. И если разобраться, то действительно, в системе страховой медицины, условно говоря, дискриминирован больше тот, кто не курит, так как не курящий человек (и это научно установленный факт) меньше болеет, и значит, больше платит из солидарного котла фонда ОМС за болезни тех, кто курит. Но раз государство уже определилось, кто за кого платит, то почему правительство отказалось от образования специального фонда, созданного из акцизов на табачные изделия, который мог бы стать реальным источником финансирования не только программ по сокращению курения среди населения, но и лечения тех, кто хочет бросить курить, приобретения антиникотиновых препаратов? Не хватило политической воли? До 2016 года платить за план действий Национальной программы по контролю над табаком будут госбюджет, фонды ОМС.

Молдова по-прежнему рассчитывает и на гранты международных организаций, которые уже дали понять: а не пора ли вам самим платить за себя. В контексте той самой службы помощи желающим бросить курить попробую предположить, что будет она весьма ограничена в финансовых возможностях и не вызовет наплыва желающих даже среди тех 3%, которые заявили, что очень хотят бросить курить, но не могут. Видимо, таким и был расчет, создать волны в тазике. Иначе не получается.

Светлана Шалберова

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей