Авг 14

В последнее время Счетная палата Молдовы выступила с потенциально скандальной информацией. Примэрию Кишинева обвиняют в том, что в течение последних трех лет из-за бесхозяйственности ею было потеряно более 1 млрд. леев (около 65 млн. евро).

В то же время ведущие сотрудники государственных предприятий получат астрономические по молдавским меркам заработные платы.

Однако эта информация, кажется, никого не возмутила. Статьи об этом в новостных сайтах на румынском языке остались практически без комментариев, а сравнительно небольшие новости вызвали среди читателей обычные словесные препирательства. Почему так?

Возможно, многие считают, что государственные расходы, даже неправильно использованные, уже являются тем, что хорошо само по себе. С 1930-х годов апологеты дефицита государственного бюджета, вдохновленные своим кумиром, британским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом, в общественных дискуссиях рассуждают о том, что государственные расходы так или иначе «стимулируют» экономику и устраняют безработицу.

Таким образом, даже строительство, по-видимому, бесполезных объектов, например новых пирамид, будет считаться чем-то желательным, поскольку оно создаст новые рабочие места.

Но нельзя игнорировать тот факт, что материальные ресурсы ограничены. Использование их для одной цели делает их использование невозможным для другой. Вы не можете съесть пирог и в то же время сохранить его. Государственные расходы расточительны по определению, так как базируются на принудительных выплатах налогоплательщиков, которые потратили бы их по своему усмотрению.

Недавно премьер-министр Владимир Филат заменил руководителя налоговых органов, чтобы сделать процесс сбора налогов более «эффективным». Такая «эффективность» – это всегда потери для тех, кто своим трудом что-то производит. Гражданин потратил бы свои деньги иначе, если бы его оставили в покое, и наверняка никогда добровольно не платил бы за товары и услуги государственных учреждений.

Итак, почему бы не отменить налоги? Пусть люди добровольно платят за работу государственных служащих. Это приблизило бы нас к рынку. Государственные должностные лица обычно жалуются, что у них низкие зарплаты. Тогда они должны первыми требовать приватизации собственных должностей, а не только госпредприятий. Рынок будет корректировать их якобы несправедливые зарплаты. Конечно, люди начнут нанимать частных учителей, полицейских и судей. Но, скорее всего, они будут «голосовать» своими деньгами за других госслужащих, исходя из их компетенции и ориентированности на клиента в условиях свободного рынка и конкуренции.

Интересно было бы посмотреть, нашлись бы люди, готовые добровольно платить из своего кармана за услуги «представительства страны»? Какой была бы зарплата президентов и дипломатов на свободном рынке, особенно если у них не будет никаких монополистических привилегий, чтобы вмешиваться в собственность и жизнь своих граждан?

Исходя из этой ситуации, в Молдове, на мой взгляд, полезным было бы создать Ассоциацию налогоплательщиков, как во многих западных странах. В Германии такая ассоциация публикует ежегодно «Черную книгу госрасходов». Другое предложение, заимствованное из практики ЕС, ― использование пояснительных знаков. Так, на пересечении кишиневских улиц Букурешть и С. Лазо можно прочитать на поврежденном фасаде здания, что оно было отремонтировано в рамках проекта ЕС в 2009 году. Если к этому добавить потраченную сумму, мы реализуем то, что так часто требуют «европейские партнеры» ― прозрачность и «повышение уровня информированности общественности».

Герхард Орбанд

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей