Сен 18

Рабочий визит премьер-министра Влада Филата в Россию был отмечен явной несоразмерностью между уровнем приема и результатами. Содержание визита никак не соответствовало его форме.

В делегацию Молдовы кроме самого премьера вошли все три его заместителя и ряд министров. С российской стороны с гостями из Кишинева встретилось все высшее руководство — глава правительства Дмитрий Медведев, председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин и президент Владимир Путин.

Столь высокий — выше просто некуда — уровень переговоров, казалось бы, предполагал и не менее серьезные результаты. Но все ограничилось открытием Дней культуры, подписанием соглашений между министерствами внутренних дел и регионального развития двух стран и созданием двусторонней комиссии историков. И такие соглашения важны, но это рутинные вещи, не уровень визита, во время которого премьера Молдовы принимает президент России. Это все равно что в великолепную золотую оправу вместо столь же эксклюзивного бриллианта вставить осколок стеклышка от разбитой бутылки.

Согласие самого Путина принять Филата свидетельствует о том, что именно премьер-министра Россия рассматривает в качестве политика №1 и главного партнера в Молдове. Это понятно. Не с Тимофти же вести дела. Если кто-то что-то и может решить в молдо-российских отношениях, то это не президент, и не спикер парламента, а именно глава правительства.

Но если Филат — это политик №1 в Молдове, то Путин — это не только политик, но и дзюдоист №1 в России. В дзюдо, в отличие от ударных боевых искусств, таких как карате или бокс, применяются удержания, удушения, болевые приемы и броски. Мастер (а у Путина черный пояс) может просто отойти в сторону так, что противник сам упадет на пол.

Филат сообщил в одном из интервью, что именно он попросил о встрече с Путиным. Тот согласился. И Филат попал в ловушку. Молдавская делегация пришла к президенту России ни с чем. Одни слова о «стратегическом партнерстве». И никаких конкретных предложений по наполнению такого партнерства реальным содержанием. Филату фотография с Путиным нужна была чисто для пиара, как и фотография с Ангелой Меркель.

По возвращении в Кишинев молдавский премьер заявил, что какие-то осязаемые результаты — это не главное. Главное в том, что «теперь у нас есть ясность по поводу позиции российской стороны». Очень странная оценка. Брать с собой пол-правительства, лететь в Москву и Сочи на встречи со всеми руководителями России только для того, чтобы «расширить сознание» ― это как-то маловразумительно.

Есть в правительстве Министерство иностранных дел, Министерство экономики, другие учреждения, которые не могут не знать позицию России по всем интересующим Молдову вопросам. Эту позицию не раз ясно высказывал и вице-премьер-министр России, спецпредставитель президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин. Совершить визит такого уровня, чтобы еще раз убедиться, что все это правда ― совсем уж неадекватно.

Если о визите Меркель иностранная пресса запомнила три вещи — украденный газон, обкуренного «бомбиста» и провалившееся кресло, ― то после визита Филата в Россию все написали только о том, как на примере Молдовы «Газпром» начал отрабатывать новую тактику на переговорах с европейцами о поставках газа. («Россия призывает Молдову отказаться от энергетического соглашения с ЕС», «Молдове предложено разорвать договор с Евросоюзом, чтобы получить скидку»).

Если вице-премьер, министр экономики Валериу Лазэр не знал, что скажут Филату по поводу газа в России, то это говорит об уровне его компетентности. Если знал и не предупредил премьера, то он просто подложил свинью представителю «дружественной» партии из правящей в Кишиневе коалиции. И в том, и в другом случае Министерство экономики явно подставило главу правительства.

Дмитрий Чубашенко

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей