Окт 25

К концу следующего года Молдова получит облегченный визовый режим с ЕС, договор об ассоциации с Евросоюзом и возможность свободно торговать на европейском рынке. Программа евроинтеграции будет выполнена, а миссия Альянса за евроинтеграцию – исчерпана. Три партии смогут освободиться от взаимных обязательств как раз к началу предстартовой подготовки к новым парламентским выборам.

Когда две недели назад Игорь Додон предложил Мариану Лупу объединить Партию социалистов и ДПМ в коалицию, спикер рассудительно заметил, что это было бы логично, но пока рано. Лидер демократов - один из тех политиков, оговорки которых весьма красноречивы. Недаром либералы, услышав о создании еще одной парламентской фракции, из кожи вон лезут, чтобы понять, когда же их сбросят со счетов.

В следующем месяце в Кишинев прибывает председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Совсем недавно он уверенно заявил, что к концу будущего года Молдова получит договор об ассоциации с ЕС. Это выступление словно выбило пробку из бутылки, в которой хранился перечень евробонусов для Молдовы. И тут выяснилось, что он несколько не тот, которого ожидали. Например, либерализованный визовый режим вовсе не снимет ограничений на пребывание в Европе. Он лишь освободит от необходимости собирать документы и выстаивать очереди в посольствах для тех, кто собирается погостить у родственников или знакомых, либо попутешествовать по европейским странам. В общем, без виз можно будет находиться в странах ЕС не дольше трех месяцев. Права на трудоустройство он также не дает.

Европейские политики все еще пытаются отдать моральный долг молдавским гражданам, три года назад уверовавшим в европейскую мечту. Они почти яростно стали требовать от молдавского правительства результатов реформ. Посол ЕС в РМ Шубель, отбросив европейские условности, прямо заявил: последствий реформ не видно – ни в сфере юстиции, ни в борьбе с коррупцией, ни в области правопорядка. А два дня назад его примеру последовали послы отдельных стран ЕС. Собравшись на форуме малого и среднего предпринимательства, они разнесли в пух и перья то, что правительство называет инвестиционной политикой и программой экономического роста.

Однако укатали санки Ваньку. Пока правительство билось по мере объединенных политических сил за евроинтеграцию, европейские настроения в Молдове сдулись. Данные по внешней торговле подтверждают устойчивую тенденцию к росту товарообмена на восточном направлении. Туда же потихоньку перемещаются потоки трудовых мигрантов. Статистика денежных переводов говорит, что в евро в страну поступает из-за рубежа менее 36% средств физических лиц. Остальное в рублях и долларах, которые, как известно, в Европе не ходят.

Программа евроинтеграции так и осталась проектом для внутренней политической борьбы. Она не выросла ни в национальную идею, ни в способ борьбы с бедностью, ни в модель для экономического рывка. Это все было бы возможно. Но европейцы уж чересчур ретиво оправдывали глупость и кривизну того, что кабинетные реформаторы выдавали за программы реформ.

В результате в Молдове, получившей вожделенный статус ассоциированного члена ЕС, ничего ровным счетом не изменится. Если сравнивать с 2009-м – те же дыры в бюджете, тот же отток граждан, та же безработица. Ну, разве что никто больше не будет вливать в нее даровые деньги. ЕС финансирует безвозмездно только программы реформ. Все остальные иностранные средства идут в страну через многочисленные банки и фонды, то есть под проценты.

Так что в конце 2013-го новая партийная гонка за обладание властью начнется с обнуленного счета.

Аналитики уже сегодня спешат подсчитать, как изменится расстановка политических сил в будущем году с учетом появления в парламенте новой фракции. Самое распространенное мнение: «Додон+Мишин» вытолкнут из правящей коалиции либералов, и появится новый альянс. Например, «за европейскую Молдову».

Но такой союз возможен только в том случае, если Филат откажется от идеи восстановить всенародные выборы президента, а демократы - от возвращения к смешанной избирательной системе. Чтобы внести изменения в Конституцию, нужны 72 мандата. А у переформатированного альянса будет только 53.

Додон обещает вывести из фракции коммунистов еще нескольких депутатов. Это вполне возможно. Но и тогда до необходимого количества не дотянуть.

Конечно, нельзя исключать, что коммунисты и сами пойдут на переговоры с новым большинством. Они вполне могут поддержать голосование по тем двум пунктам Конституции, которые хотят изменить либералы и демократы, в обмен на то, что ЛДПМ и ДПМ проголосуют за проведение референдума о присоединении Молдовы к Таможенному союзу.

Зреющий кризис евроинтеграции способен запустить политические изменения по своему сценарию. В конце концов, часть электората все равно не откажется от европейской идеи. Так зачем же ее списывать в утиль?

Сегодня локомотив политики евроинтеграции - премьер Филат. Он еще может выторговать у европейских партнеров полгода под заверения, что судебная реформа все же заработает, коррупция снизится, преступлений станет меньше, а инвесторы вернутся. Но потом все равно придется предъявить результат. Если его не будет, пресловутые европейские партнеры вполне могут пойти на предложение о смене лидера молдавской европеизации. Это обычная практика.

Как показывают соцопросы, рейтинг Филата уравнялся с рейтингом лидера оппозиции Воронина. Одновременно выросли и претензии к деятельности правительства. Это значит, что доверие лично к премьеру растет прямо пропорционально ожиданиям, которые с ним связывают. Но у всего есть предел. Когда он наступит, изгнание Филата с пьедестала общественной популярности станет лишь делом техники. Главное, чтобы была подготовлена персона, на которую переключится общественное внимание.

К слову, поговаривают, что такая персона уже готовится. И к ней даже подобрана команда.

Понять, когда наступит предел, сама того не подозревая, поможет оппозиция. ПКРМ взяла лишь тактический перерыв перед тем, «как дать по зубам насильникам Молдовы». Там говорят, что ждут, пока закончится осенняя страда, а потом грозят возобновлением акций протеста. Обещанные митинги и палаточные городки вполне могут обозначить верхнюю планку терпения и европейцев, и тех наивных сограждан, которые все еще полагает, что нынешние кривые реформы могут вывести страну на прямую дорогу.

Что получится в итоге? В мягком варианте - смена правительства и все то же переформатирование парламентского большинства. В жестком – досрочные выборы.

Пока на политической кухне царит тишина. В АЕИ перемирие. Руководители коалиции обещали провести осенью ревизию деятельности своих министров, но теперь об этом никто и не вспоминает.

Перемирие нужно, чтобы принять бюджет, провести переговоры по тарифам на газ, объясниться с европейцами и… укрепить позиции своих партий. В разных частях Молдовы уже стали появляться агитаторы от будущих новых политорганизаций. Все места на политическом поле заняты, но если звезды зажигаются, значит, это кому-то нужно. После весьма бурных и бескомпромиссных войн внутри альянса поверить в то, что победителя не будет, может только тот, кто последние три года жил на необитаемом острове.

В «забетонированном» состоянии альянсу нужно продержаться совсем недолго. Крайний рубеж, если Баррозу не обманет, конец 2013-го. Ну а если что-то пойдет не так, то – читайте выше.

Наталья Узун

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей