Пока политики в Кишиневе выясняют отношения и готовятся к досрочным выборам; куратор "Восточного партнерства" еврокомиссар Фюле на всех парах спешит спасать развалившийся Альянс, а заодно и свою репутацию (через год - выборы в Европарламент); а политологи и прочие аналитики гадают, каковы шансы кандидата в премьер-министры Лянкэ стать полноценным премьером, на периферии происходят знаковые процессы. Молдавские регионы больше не хотят жить по "кишиневскому времени" и требуют реальной, а не декларативной децентрализации.
Главные возмутители спокойствия - АТО Гагаузия, Бельцы и Тараклийский район. Первая собирается потребовать для себя квоту в будущем парламенте. Северная столица год назад чуть было не провела референдум по вопросу о расширении своей автономии. А Тараклийский район настаивает на принятии закона об особом правовом статусе и провозглашении национально- культурной автономией этнических болгар.
Оптимизация, или назад к уездам
Все эти "сепаратистские" настроения стали прямым следствием грядущей административно- территориальной реформы, которую развалившийся "Альянс за евроинтеграцию" по заданию внешних доноров планировал провести в 2015 году. Правда, 13 февраля АЕИ официально прекратил свое существование, а в марте правительство было отправлено в отставку. Но постоянный представитель Международного Валютного Фонда в Молдове Тохир Мирзоев ясно дал понять: политический кризис только отодвигает неизбежное. Кто бы ни пришел к власти в Кишиневе, МВФ будет жестко настаивать на очередном административно-территориальном переделе в среднесрочной перспективе, поскольку "нынешняя система органов местного управления в РМ перегружена - слишком много мэрий и местных органов управления. Их оптимизация позволит сэкономить и направить средства на более продуктивные сферы".
Главным руководством к действию для АЕИ стала Национальная стратегия децентрализации на 2012-2015 гг., которую парламент принял ровно год назад. По официальной версии, ее главная цель - усилить автономию местных органов власти путем децентрализации услуг и полномочий. Парламентская оппозиция в лице коммунистов и социалистов считает, что истинная цель Стратегии - проведение административно-территориальной реформы и возвращение к уездной системе.
И хотя бывший спикер Мариан Лупу год назад лично клялся миноритариям, что никаких уездов не будет, фракция ПКРМ и независимые депутаты ему не поверили. Если никто никого ликвидировать и укрупнять не собирается, к чему в Стратегии приведены следующие аналитические выкладки: "чрезмерная территориальная раздробленность имеет негативные последствия для органов местного публичного управления". Или "если проанализировать распределение населенных пунктов в зависимости от числа жителей, можно сделать вывод, что в 86% из них проживает менее 5 тысяч жителей...
И хотя европейский опыт показывает, что оптимального размера для административно- территориальных единиц не существует, некоторые исследования указывают на приемлемую цифру в 5 тысяч жителей, начиная с которой обеспечиваются лучшие перспективы экономического роста и экономия на масштабе производства местных публичных услуг".
И о чем тогда, как не о возвращении к уездной системе, можно понимать следующую фразу: "Оптимальный размер местных публичных органов (МПУ) второго уровня зависит от административно-территориальной организации МПУ первого уровня. Это означает, что при консолидированной территориальной структуре в МПУ второго уровня может входить больше территорий и населения, что облегчает экономическое планирование и развитие, благоприятно влияет на экономию на масштабе производства ряда услуг, и не менее важным является и доступ к европейским фондам развития".
По мнению экспертов, реализация Национальной стратегии децентрализации приведет к ликвидации как минимум трети действующих примэрий. В итоге, из более чем 900 мэрий в стране останется не больше 600, а 32 района будут укрупнены в 10-11 уездов - по аналогии с административно-территориальной реформой 1998 года.
Коммунисты утверждают, что даже знают названия столиц будущих уездов - из законодательной инициативы демократа Валерия Гумы образца 2011 года, когда АЕИ, следуя указанию доноров, собственно, и приступил к разработке и постепенному внедрению плана "всеобщей оптимизации". Депутат Гума предложил предоставить бывшим уездным центрам Кагулу, Оргееву, Унгенам, Сорокам и Единцам статус муниципиев - чтобы "обеспечить эффективную деятельность местной власти посредством децентрализации процесса принятия решений". Подозрительные коммунисты считают, что на самом деле ДПМ посредством этой законодательной инициативы озвучила названия будущих уездных центров.
Тараклия: спасение утопающих - дело рук самих утопающих
Тараклийский район - первый кандидат на ликвидацию в случае проведения новой административно-территориальной реформы. По плану оптимизации, в 2015 году под сокращение должны попасть все районы, население которых составляет менее 50 тыс. человек. А согласно последней переписи населения в Тараклийском районе проживает 45 тыс., большая часть из которых (65,6%) - этнические болгары.
В ходе административно-территориальной реформы-98 Тараклийский район входил в состав Кагульского уезда, но в 1999 году местные жители инициировали референдум о выходе, который выиграли 90-процентным большинством. Административно-территориальная реформа-2015, считают в Тараклии, опять загонит "болгарский анклав" под начало Кагула. В итоге, как и после реформы-98, Тараклия станет "нелюбимой падчерицей", которую кагульские власти будут дотировать по остаточному признаку. А это, прежде всего, поставит под вопрос функционирование школ с болгарским языком обучения.
Местные образовательные учреждения итак испытывают большие трудности - после того, как Тараклийские власти отказались участвовать в правительственной программе оптимизации системы образования. Переподчинение Кагулу, в руках которого после административно- территориальной реформы будут сосредоточены все финансово-экономические рычаги, автоматически приведет к закрытию многих школ на территории района. Поэтому в середине апреля (в преддверии 200-летия основания города Тараклия) местный райсовет единогласно одобрил обращение к президенту, парламенту и правительству с призывом поддержать законопроект "Об особом статусе Тараклийского национально-культурного района Республики Молдова" и превращении Тараклии в национально-культурную автономию этнических болгар.
Как заявил председатель болгарского этнокультурного общества "Возрождение" Иван Забунов, присвоение Тараклии статуса национально-культурной автономии не позволит Кишиневу ликвидировать район во время реформы 2015 года. Если же правительство и парламент скажут "нет", у тараклийского руководства имеется план "б". Как заявил экс-председатель района Кирилл Дарманчев, "если нас будут насильно загонять в Кагульский уезд, я не исключаю вхождения или соединения Тараклийского района с Гагаузией".
Гагаузия хочет квоту
Несмотря на более устойчивый правовой статус, у гагаузской автономии тоже имеются опасения по поводу административно-территориальной реформы -2015.
В Национальной стратегии децентрализации четко говорится о повсеместной ликвидации т.н. "несостоятельных примэрий", где проживает менее 1500 жителей путем объединения в коммуны с численностью населения не менее 5000 человек. В случае АТО Гагаузия без собственных примэрий рискуют остаться села Карболия, Русская Киселия, Котовское, Ферапонтьевка, Кириет- Лунга. Но, по Конституции, Гагаузская автономия обладает особым статусом. А значит, в пределах своей компетенции, самостоятельно решает вопросы политического, экономического и культурного развития. Поэтому при административно-территориальной реформе-2015 между Кишиневом и Комратом могут возникнуть значительные трения.
Чтобы оградить себя от нежелательных последствий реформы-2015, Народное собрание АТО Гагаузия с помощью фракции ПКРМ еще в 2011 году зарегистрировало в парламенте законодательную инициативу о создании т.н. третьего, дополнительного уровня местного публичного управления, к которому предлагается отнести АТО Гагаузия, а в перспективе - Приднестровский регион.
А на днях (во вторник, 14 мая) для продвижения собственных интересов в парламенте РМ, Народное собрание Гагаузии большинством голосов постановило разработать для последующего направления в парламент законодательной инициативы о предоставлении АТО Гагаузия в будущем парламенте РМ квоты из пяти депутатов. Соответствующий законопроект будет разработан в течение 10 дней.
Административно-территориальная реформа: здравый смысл и суровая реальность
Эксперты говорят, что новый административно-территориальный передел в РМ действительно назрел. Во-первых, в стране имеет место избыточное количество чиновников при крайне низком уровне развития экономики и общем количестве населения. По подсчетам Виталия Карагяура, в Молдове на каждые 10 тыс. жителей приходится 143 работника государственного управления (в соседней Украине это соотношение составляет 60 чиновников на 10 тыс. жителей). А ежегодные затраты по фонду заработной платы для госслужащих составляют 2 млрд 920 млн леев - неподъемная сумма для скромного молдавского бюджета.
Во-вторых, принципы, лежавшие когда-то воснове восстановленного в 2003 году районного деления республики, уже не действуют. Формирование районов в МССР проходило в условиях плановогохозяйства и единого агропромышленного комплекса. Поэтому райцентры располагались таким образом, чтобы служить удобными пунктами для размещения перерабатывающих предприятий, обслуживающих районные колхозы и совхозы. Сейчас от единого АПК уже ничего не осталось, большинство перерабатывающих заводов находится в запустении. О колхозах и совхозах и говорить нечего. Даже в советские времена районы финансировали себя максимум на 78-80%, остальные средства получали от государства в виде дотаций. Поэтому возврат к прежнему территориальному делению был ничем иным, как ностальгией - экономического обоснования у него нет.
Экономическое обоснование должно лежать в основе любой реформы. Но ни в 1998 году, ни в 2001-2003 гг., да и, похоже, что и во время нынешнего административно-территориального передела, реформаторы почему-то так и не поинтересовались, а что думают обо всем этом специалисты. А географы говорят о том, что территория республики достаточно четко делится на четыре региона - Центр, Юг, Север и Восток. Именно такое деление они давно уже предлагают положить в основу будущего устройства республики, с небольшими, естественно, коррективами. Восток - это, конечно же, Приднестровье. Левобережье считает себя государственным образованием, поэтому, в случае решения приднестровского конфликта, распадаться на отдельные составляющие в составе единой Молдовы не будет. Следовательно, формирование отдельного Восточного региона, так или иначе, уже предопределено. Другое крупное образование в составе республики - Гагаузия. Поэтому оставшиеся южные территории предлагается выделить в отдельную административную единицу - Юг.
Центрами возможных региональных образованийназываются Кишинев (Центр), Тирасполь (Восток), Комрат (Гагаузия), Кагул (Юг) и Бельцы (Север). Каждый из этих регионов для большего удобства может быть поделен на районы или секторы, кому как нравится. При такой схеме административно-территориального устройства "морально-психологические" последствия реформы могут быть минимальными. Но кто захочет в Кишиневе делиться реальной властью с региональными центрами?
Другой больной вопрос любой реформы - ее стоимость. На очередной административно- территориальный передел потребуется энное количество средств. Где их взять при скудности государственного бюджета? Возврат к районной системе по различным оценкам обошелся в 250 - 740 млн леев. Укрупнение будет стоить не намного дешевле, потому что освобождающимся чиновникам придется платить выходное пособие, менять вывески, печати, бланки, выпускать новые карты административно-территориального деления, учебники и т.п. И тут же проводить новые местные выборы, потому что любая административно-территориальная реформа включает в себя две составляющие - реформа территорий и реформа управления этими территориями. Местные выборы-2011 обошлись государственному бюджету в 70 млн леев.
Ну и третий немаловажный момент. Хотя авторы очередного административно-территориального передела и обещают значительно сократить бюрократический аппарат на местах и сэкономить бюджетные средства, опыт укрупнения 1998 года показывает, что теория и практика - весьма далекие друг от друга вещи. При осуществлении реформы-98, например, планировалось, что в органах местной публичной власти будут работать 17,8 тыс. человек, в реальности эта цифра составила 28 тыс. В итоге, на содержание служащих сверх штата ежегодно из бюджета приходилось выделять 136 млн леев.
Ксения Ильина
Оставьте свой отзыв
- Прогноз погоды на неделю
- Проблематика доставки газа
- Выбор наполнителя зимней куртки
- Как правильно фотографироваться
- Аудитория молдавского интернета
- Продление налоговых и таможенных льгот
- Старт предновогоднего марафона
- Актуализация сумм госпошлины
- Благоустройство новой зоны отдыха
- Оппозиция требует перемен
- Европейская делегация посетила Тирасполь
- Господдержка предприятий реального сектора экономики
- Вернисаж к юбилею
- Обзор нарушений прав и свобод жителей ПМР
- Фанфары Днестра
- Октябрьский прожиточный минимум
- Основы госполитики в области ядерного сдерживания
- По наказам избирателей
- Радикалы нагнетают
- План развития системы среднего профобразования
- Финансово-экономическое положение дел
- Текущая ВЭД ПМР
- Евросоюз провоцирует общественный раскол
- Поддержка молочного животноводства
- Ресоциализация осужденных
- Учения о суверенном интернете
- Различия систем ГЛОНАСС и GPS
- Полезное в кукурузных хлопьях
- Начинаются испытания вакцины от рака
- Диктатура в растерянности
- Протокол ДТП без участия ГАИ
- Пора сменить резину
- Впереди Ялта-2025
- Единый налоговый платеж на доходы
- Никто не верит!
- Октябрьский индекс цен
- Правовое регулирование норм дуального обучения
- Провокации и оголтелая русофобия
- Лесистость Приднестровья
- Запрет рыболовства на зимовальных ямах
Обсуждение новостей