июля 25

Немецкий эксперт права Мартин Финке сделал заключение по делу волковысских предпринимателей по просьбе главы Офиса ОБСЕ в Минске.

Интервью с Мартином Финке:

-- Герр Финке, кто вас пригласил в Беларусь?

-- ОБСЕ.

-- Кто с вами контактировал по этому делу?

-- Господин посол.

-- Посол ОБСЕ Ханс-Йохен Шмидт?

-- Да.

-- В рамках экспертизы с кем вы встречались в Беларуси?

-- Я был там только один или два дня. Да, два дня, и встречался только с сотрудниками Министерства иностранных дел.

-- Виделись ли вы с адвокатом?

-- Нет.

-- Видели ли вы Автуховича?

-- Нет.

-- Хотели ли это сделать?

-- Почему нет? Хотел бы.

-- Но не смогли?

-- Правительство, насколько я знаю, попросило пригласить международного специалиста, и они пригласили меня. Они привезли меня в Министерство иностранных дел для встречи с теми, кто расследует это дело.

И я дал экспертное заключение, о котором я, естественно, ничего не могу рассказать. Они мне все рассказали и ответили на все вопросы. Мне показали все материалы, которые меня интересовали.

-- Таким образом вы довольны сотрудничеством с МВД?

-- Нет! Я, естественно был ограничен той информацией, которую мне давали следователи, и предоставленными документами.

-- Было ли достаточно этой информации?

-- Конечно, это была работа, основанная на предоставленной информации. Работа, которая состоит в том, чтобы искать ошибки. С нашей точки зрения существуют проблемы с белорусским правом: уголовным, уголовно-процессуальным. Но это не имеет отношения к делу. И с теми нормами права, которые применяются в рамках этого процесса. И, конечно, потому так затягиваемся это дело, но в этом нет ничего необычного. Эта проблема (продолжительность процесса) существует и у нас, кстати, согласно нашему праву, эта продолжительность не является чрезмерной.

-- Это значит, что в деле Автуховича с бумагами все в порядке, но в порядке ли с самим делом?

-- Я не могу сказать, потому что это будет нарушением белорусского права.

-- Делали ли вы раньше аналогичные экспертизы в других странах?

-- Да, много.

-- Можете сравнить этот случай с другими?

-- Беларусь немного отстает в мире от Кыргызстана в том, что касается реформирования уголовных процессов. Но что значит сравнить? В конце концов вопросы, которые мы исследуем по заданию Совета Европы, Евросоюза почти всегда те же, и причина не в белорусском колорите. Это более или менее те же самые вопросы стандартов прав человека.

-- Вы можете сказать, к каким выводам пришли, рассматривая дело Автуховича?

-- Нет.

-- Некоторые правозащитники говорят, что дело Автуховича политически мотивированное, и он является политзаключенным.

-- Да, я знаю. Но, конечно, никто нем знает, что это такое «политический заключенный». Например, «Международная Амнистия» очень узко определяет это понятие, и сейчас я просто не знаю, по какой дефиниции об этом говорят. Я хотел бы добавить, что никогда не читал в немецкой печати об этом деле. Потому я приехал в Минск абсолютно непредвзятым. Я не имел никакого представления об этом деле.

-- Почему именно Вас ОБСЕ пригласила быть экспертом?

-- Я почти единственный, кто активно занимался уголовно-процессуальным правом в постсоветских стран и я до определенной степени владею русским языком.

-- Но вашей специализацией является Россия, а не Беларусь.

-- Но сейчас я исследую уголовно-процессуальное право в Туркменистане, а до этого проводил курсы для судей в Бишкеке. Я работал также в Грузии и Армении. Потому что везде в этих странах можно работать с русским языком.

-- В Беларуси вы раньше были?

-- Я приезжал сейчас уже в третий раз. Я был в Минске на международной конференции по вопросам доступа к правосудию, а в первый раз я приезжал в советское время, поездом из Москвы в Вильнюс.

-- А вам не кажется, что ваша экспертиза по той причине, что она основывается на мнении только с одной стороны, может противоречить вашему академическому статусу? У некоторых наблюдателей возникло ощущение, что вы сотрудничаете с белорусским правительством?

-- Да? (удивленно смеется). Мое поручение было от ОБСЕ, к белорусскому правительству я не имею никакого отношения.

Справка: Николай Автухович и еще два активиста предпринимательского движения из Волковыска - Юрий Леонов и Владимир Осипенко - были задержаны 8 февраля с санкции прокурора Гродненской области. 18 февраля всем троим было предъявлено обвинение по ст. 218 Уголовного кодекса (умышленное уничтожение либо повреждение имущества).

Николай Автухович, находящийся в СИЗО в Минске, 3 месяца проводил голодовку протеста. Она была прекращена только 16 июля – состояние политзаключенного медики оценивают как критическое.

Правозащитники считают задержанных политическими заключенными, обращая внимание на то, что Автухович и Леонов ранее уже были судимы и признаны международным сообществом узниками совести.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей