Сен 22

Грант США Агентство Соединённых Штатов Америки по международному развитию (USAID – центральный орган государственного управления США в области оказания помощи за рубежом. Администратор Агентства и его заместитель назначаются президентом с согласия Сената и действуют в координации с Государственным Секретарём США) опубликовало на портале грантов заявку на тендер, нацеленный на укрепление «местных сообществ» в Молдавии, причём заниматься отбором будет их офис в Киеве. В описании программы отмечается, что она рассчитана на пять лет и призвана укрепить «местные органы власти в Молдавии».

Программа, как сказано в описании, будет являться ключевым видом деятельности USAID в Молдавии на ближайшие годы, а поддержка будет предоставляться порядка 100 муниципалитетам и «местным сообществам» (посёлкам, сёлам и так далее). В рамках проекта поставлены цели «вовлечения местных жителей в дела управления», а также «поддержка децентрализации».

style="display:block; text-align:center;"
data-ad-format="fluid"
data-ad-layout="in-article"
data-ad-client="ca-pub-3935671955304283"
data-ad-slot="2798924246">


Довольно примечательно, что одним из ключевых направлений будущей программы американского государственного агентства USAID в Молдавии станет повышение, как сказано в описании тендера, «финансовой независимости местных сообществ и генерирование дохода на местах». Благая внешне цель при этом тесно увязывается с продвигаемой Евросоюзом в стране децентрализацией. Однако передача властных полномочий на места при фактически отсутствующей в государстве эффективной экономической модели и закрытых рынках сбыта местной сельскохозяйственной продукции (в ЕС она, при всей внешней поддержке Молдавии, не проходит по квотам, а в Россию не попадает из-за враждебного курса кишинёвского правительства), будет означать их тотальную зависимость от иностранных доноров, что, собственно, и демонстрирует заявленная программа Агентства США по международному развитию.

Также в рамках программы будут реализованы различные небольшие инфраструктурные проекты для того, чтобы продемонстрировать «улучшение условий жизни на локальном уровне». При этом подчёркивается, что идущая по рекомендациям ЕС в Молдавии реформа местного самоуправления и выборность глав местных администраций, введённая с 2015 года, предоставляет шансы «местному гражданскому обществу» для более активного участия в политической жизни. Следует отметить, что на всё это выделяется 20 с половиной миллионов долларов, что, в общем-то, является огромной суммой для такой маленькой страны, как Молдавия, особенно если учитывать, что деньги будут потрачены в большей степени на политическую накачку местного «гражданского общества» и сопутствующих некоммерческих структур.

Следует отметить, что Молдавия, несмотря на свою крохотную территорию и небольшой экономический потенциал, уже длительное время остаётся в фокусе внимания большой политики – в основном по причине наличия в Приднестровье российского воинского контингента и благодаря географическому положению между Евросоюзом и Украиной – естественно, что для противодействия интересам России в регионе в рамках столь привычных европейцам и американцам «гибридных войн».

Так, к примеру, летом этого года Госдеп США анонсировал конкурс на получение грантов для развития «публичной дипломатии» в Молдавии, где в качестве целей указано «укрепление национальной идентичности», причём упор должен делаться на различные группы по сексуальной, территориальной, возрастной и национальной ориентации, а получившие гранты НКО должны активно работать с органами власти и бизнесом на предмет продвижения «единой национальной идентичности и демократических ценностей». Размер каждого гранта тогда был определён в 25 тысяч долларов.

Помимо поддержки проектов в сфере «публичной дипломатии» огромное внимание Государственным департаментом и USAID в Молдавии уделяется созданию сети подконтрольных СМИ, которые транслировали бы в первую очередь евроатлантические ценности и повестку. Так, в частности, в прошлом году был запущен пятилетний проект «Медиа-М», подготовленный всё тем же Агентством США по международному развитию, направленный на создание коалиции независимых СМИ внутри Молдавии путём «обмена передовым опытом с европейскими и евразийскими коллегами» и посредством создания сети «партнёрских отношений», на что из американского бюджета выделяется 6,3 миллиона долларов, а охват аудитории предусматривает работу с русско- и румыноязычным населением.

В начале года Госдепартамент также запустил проект в Молдавии по линии Комиссии по продвижению демократии, причём упор был сделан на программе малых грантов, которые должны будут предоставляться напрямую американским посольствам для того, чтобы уже те, в свою очередь, на месте финансировали «инициативы для создания более открытой и конкурентной политической системы». Все эти инициативы, впрочем, по мнению экспертов, скорее преследовали локальные цели поддержки конкретных НКО, в то время как анонсированная накануне грантовая программа USAID в размере 20 с половиной миллионов долларов является беспрецедентной по масштабу и финансовым вливаниям.

В итоге ещё в одной республике постсоветского пространства у нас на глазах создаётся инфраструктура «ручного» управления на местном уровне, с собственными источниками финансирования и рекрутирования в местные органы власти, плотно завязанная на американские институты и фонды развития. Американские госструктуры через формальную систему содействия в «поддержке локальных сообществ» фактически с низового уровня будут в скором времени контролировать большую часть муниципалитетов в стране. Вкладывая в настоящее время абсолютно несущественные для бюджета USAID объёмы финансовой «помощи» (при этом огромные по меркам весьма небогатой Молдавии), уже на следующем этапе при проведении общенациональных выборов получат стабильную опору прозападного парламентского большинства. Таким образом, налицо игра в долгую, при которой Соединённые Штаты вполне могут пережить определённые неприятности и отклонения от заявленного евро-атлантического курса Кишинёва – как в случае с Додоном, ориентирующимся на Россию. Ведь, в конце концов, они не зависят от конкретных персоналий, а работают по низовому спектру политического поля страны, создавая такие условия, при которых никакой пророссийский политик просто не сможет появиться, а если и появится – не сможет обеспечить себе поддержку «на земле».

И тут вновь проявляется кардинальное различие в подходах американской и российской внешнеполитических школ. Если США вкладываются в системные изменения (при которых даже десятки миллионов долларов на поддержку НКО или лояльных СМИ – не так уж и много), то Россия продолжает работать с отдельными представителями уже сложившихся политических элит, буквально складывая яйца в одну корзину. Итог такой политики наглядно виден на Украине, а также в ряде других государств постсоветского пространства. И в скором времени аналогичные процессы станут необратимыми уже и в Молдавии. По крайней мере, никаких системных альтернатив американской финансовой «накачке» и системной работе в Молдавии не просматривается.

Евгений Емельянов

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей