Фев 21

Противостояние между свекловодами Молдовы и Международным страховым обществом Moldasig перешло все разумные границы. По странному стечению обстоятельств, фермеров, больше всех пострадавших в 2011-м от засухи, подозревают в отмывании денег и финансировании терроризма.

Давайте выясним, кто же «подсказал» правоохранительным органам, что десятки отечественных сельхозпроизводителей могли финансировать некие преступные группировки.

Оперативная информация

Несколько месяцев назад вице-директор Службы информации и безопасности Валериу Фурдуй заверял, что в Молдове «не было зафиксировано террористических формирований, их эмиссаров или активистов, а также источников финансирования подобной преступной деятельности».

По-видимому, у Moldasig есть собственный источник информации, поскольку, как стало известно «Панораме», на основании обращения этой компании сотрудники Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (ЦБЭПК) начали расследование деятельности потенциальных пособников террористов в республике. На прошлой неделе во многих сельхозпредприятиях одновременно начались проверки – изучают документацию агрохозяйств относительно производства сахарной свеклы.

В начале 2011 года Moldasig, как и в прошлые годы, застраховал большую площадь посевов сахарной свеклы от засухи, которая в этот раз благополучно и случилась. В итоге с конца прошлого года страховая компания очень неохотно ведет диалог со свекловодами о том, что хорошо бы и честь знать, то есть выплатить клиентам-страхователям причитающиеся в связи с потерями урожая компенсации. В диалог, по мере его развития и накала страстей, включились представители Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности, а также Национальной комиссии по финансовому рынку, которые авторитетно признали обоснованность и законность требований свекловодов-страхователей. Но к фермерам все-таки нагрянули с проверками.

На просьбу пояснить мотивы проверок в пресс-службе ЦБЭПК сослались «на оперативную информацию, источники которой мы не вправе разглашать».

– Но поскольку оперативная информация поступила, наши сотрудники решили ее перепроверить, а потому и начали изучение финансовой деятельности фермерских хозяйств, – уточнили в пресс-службе Центра.

«Аль-Каида» или Каддафи?

Согласно информации Ассоциации производителей сахарной свеклы, проверяющие органы заинтересовались 20 крупными хозяйствами Молдовы. По странному стечению обстоятельств, инспекторы нагрянули к тем, кто, засеяв в 2011 году сотни гектаров свеклой, понес из-за засухи самые большие финансовые потери.

– А всего из-за засухи пострадали 47 хозяйств из Дрокиевского, Дондюшанского, Фалештского, Сынжерейского, Рышканского, Глодянского и Унгенского районов, – уточняет руководитель Ассоциации Николай Морарь.

Фермеры возмутились, узнав, что их подозревают в отмывании денег и пособничестве террористам.

– Мы могли давать деньги террористам? Да они хотя бы знают, что из-за засухи у нас в прошлом году были миллионные потери?! Мне, например, страховщики до сих пор не выплатили 4,1 млн. леев, хотя закон их обязывает это сделать. Когда страховщики узнали, что мне причитается эта сумма, они предложили лишь половину денег по страховому случаю, сославшись на новый договор. И после того, как нас откровенно «кинули», они пытаются руками контролирующих органов найти какие-то финансовые махинации! Интересно, кого мы финансировали ― «Аль-Каиду» или, может, павший режим Каддафи? – возмущается руководитель агрохозяйства из Фалештского района Александр Скицко.

Страховая «случайность»

Следует отметить, что страхование наиболее востребовано именно производителями капиталоемких технических культур – подсолнечника, рапса, сахарной свеклы. Но даже в этой группе свекла лидирует с большим отрывом. В прошлом году приблизительно из 25 тыс. гектаров общей площади свекловичных плантаций было застраховано почти 10 тыс. гектаров. В том числе около 1,5 тыс. гектаров – посевы свеклы SZM-Agro сельскохозяйственного подразделения Sudzucker Moldova, были застрахованы в Moldcargo, а более 8 тыс. гектаров свекловичных полей сельхозпредприятий в зонах сахарных заводов, принадлежащих этой компании, – в Moldasig.

Отдельные свекловичные поля пострадали от градобития, по этим наступившим страховым случаям компания Moldcargo выплатила SZM-Agro компенсацию в сумме около 724 тыс. леев. Но основной ущерб нанесла экстремальная засуха, продолжавшаяся с августа по ноябрь. Согласно данным Ассоциации производителей сахарной свеклы, от засухи-2011 сильно пострадали плантации 47 свеклосеющих сельхозпредприятий, более чем с 5 тыс. гектаров полей этих хозяйств недобор урожая оценивается почти в 123 тыс. тонн продукции. Эти плантации были застрахованы в Moldasig, общая страховая сумма по контрактам составила около 108 млн. леев, общий страховой взнос – около 14 млн. леев. По предварительным расчетам специалистов ассоциации, общая сумма компенсаций ущерба по этим контрактам страхования достигает более 43 млн. леев. Эти деньги аграрникам до сих пор не выплачены. Хотя, по действующему законодательству, страховщик обязан сделать это в месячный срок с момента уборки урожая и поступления заявок аграрников на компенсацию его потерь.

Сначала основной причиной задержки исполнения договорных обязательств, то есть выплат компенсаций по наступившим страховым случаям, представители Moldasig назвали фактическое отсутствие субсидий. Согласно действующему законодательству, государство субсидирует 60% страховой премии при страховании сахарной свеклы. В момент заключения договоров страхования-2011 Moldasig инкассировала около 6 млн. леев взносов от страхователей-свекловодов (40% от размера страховых премий), в том числе 3 млн. леев по тем контрактам, по которым свекловоды востребовали возмещения. Но субсидии по договорам страхования свеклы, в общей сложности 8 млн. леев, из госбюджетного фонда субсидирования аграрного сектора своевременно не поступили на счета страховых компаний. В таких ситуациях, по договору, страховщик был обязан выплачивать компенсации по наступившим страховым случаям пропорционально уплаченной клиентом-страхователем премии. То есть в данном случае – пропорционально уплаченной сумме в 40% от общего страхового взноса. Однако представители Moldasig заявили, что начнут выплачивать компенсации свекловодам тогда, когда будет выплачен весь взнос, включая субсидируемую из госбюджета долю. В декабре прошлого года субсидия была перечислена на счет страховой компании. Пообещав свекловодам выплатить компенсации «до конца 2011 года», Moldasig, однако, так этого и не сделал.

А в начале 2012 года страховая компания разослала свекловодческим хозяйствам-клиентам письма. В них Moldasig в категорической форме потребовал от аграрников отказаться от всех претензий и права судебной апелляции взамен выплат, размер которых гораздо ниже тех компенсаций ущерба, которые аграрники рассчитывали получить.

К слову, примерный размер компенсаций свекловоды рассчитали, руководствуясь той методикой, которую им в ходе переговоров представили сами специалисты Moldasig. Но оказалось, что в момент подписания договоров страховщик изменил методику расчета компенсаций (в частности, схему расчета франшизы, которая вычитается из суммы выплаты) и не сообщил об этом клиентам-страхователям, хотя закон того требует.

В результате из-за изменения формулы расчета предлагаемая сумма выплат уменьшилась на 30-50%. То есть пострадавшие от засухи агрохозяйства в целом могут недополучить от страховой компании порядка 15-20 млн. леев. На уровне отдельно взятых хозяйств расчеты на понижение выплат в духе Moldasig выглядят еще хуже, чем на уровне отрасли в целом.

Так, по словам Виталия Тымко, руководителя сельхозпредприятия Inolisa-Agria, на 251 гектаре плантаций сахарной свеклы убытки от недобора урожая составили более 1,8 млн. леев, а предложенная Moldasig сумма возмещения ущерба – 351 тыс. леев. И это при том, что страховая премия-взнос этого хозяйства составляла 361 тыс. леев. Иными словами, страховщик, по сути, «помог» пострадавшему от засухи хозяйству тем, что взял с него «за хранение» его денег лишь 10 тыс. леев.

– По той схеме расчета возмещения, которую демонстрировали в ходе семинаров представители Moldasig, наше хозяйство должно было бы получить около 412 тыс. леев в виде компенсации потери урожая на застрахованных 70 гектарах свекловичных полей, – утверждает Анатолий Доник, руководитель хозяйства Capuncermol. По его словам, страховая компания предложила в виде «мирового соглашения» всего 73 тыс. леев.

– Обычно такое называется «грабеж средь бела дня». По такой хитрой схеме нам невыгодно страховать ни одну культуру, это просто дискредитация субсидируемого страхования. Нам только и остается, что протестовать да судиться, – считает Доник.

На заседании в Минсельхозе представитель Moldasig признал факт изменения важных пунктов договоров страхования на стадии их подписания. Но руководство компании не видит в этом ничего предосудительного, так как свекловоды-страхователи, если их не устраивало изменение договоров, могли отказаться от их заключения.

– Хочу напомнить, что свекловоды по-прежнему ориентировались на методику, представленную Moldasig во время переговоров и подписания договоров. Ассоциация считает, что Moldasig дважды нарушил закон. Первый раз, когда навязал не тот метод расчета франшизы, который предусмотрен законодательством. Второй раз, когда страховая компания не сообщила свекловодам о подмене и не разъяснила ее суть, хотя обязана была это сделать по закону. Ассоциация производителей сахарной свеклы расценивает такие действия Moldasig как попытку введения страхователей в заблуждение, в связи с чем отправила соответствующий запрос в Национальную комиссию по финансовому рынку, – отмечает руководитель Ассоциации Николай Морарь.

Две недели назад на заседании в Минсельхозе свекловоды и Moldasig договорились о замораживании публичного спора по вопросу возмещения потерь урожая свеклы из-за засухи-2011. Предполагалось, что в течение этого времени Moldasig осуществит выплаты по страховым случаям, не требуя подписания дополнительных соглашений об отсутствии претензий со стороны свекловодов, а также проведет встречи с теми хозяйствами, по которым есть разногласия. К сожалению, для проверки данных вместо представителей Moldasig в агрохозяйства пришли контролирующие органы. Так началось дело о «фермерах-террористах».

Как жертву сделать мошенником

В такой ситуации администрация Moldasig, вероятно, решила «перехватить инициативу». Ранее в своем пресс-релизе страховая компания обвинила свекловодческие хозяйства в мошенничестве: такое сложно «измеряемое» явление, как засуха – отличная ширма для технологических недоработок и решения финансовых проблем за счет страховок. В подтверждение своих выводов страхователь приводит факт ― «значительные отклонения в цифрах по убранным площадям и, соответственно, по урожайности свеклы с единицы площади в 11 хозяйствах». Затем страховая компания направила в ЦБЭПК письмо с предложением проверить «потенциальных мошенников».

По словам Николая Мораря, обнаруженные страховщиком расхождения в данных о площадях плантаций и урожайности плантаций объясняются очень просто. В условиях прошлогодней засухи на отдельных полях урожай был так мал, что не окупал даже затрат по уборке, вот она и не проводилась. Соответственно, в отчетности поля значились, а урожай с них – нет. Или другой пример. В некоторых хозяйствах свекла выращивается как на орошаемых землях – где есть такая возможность, так и на неорошаемых. В обоих случаях используются качественные семена, удобрения и передовые способы обработки почвы. Однако если осадков не будет, очевидно, что и урожайность на орошаемых и неорошаемых полях будет очень разной. Поэтому сельхозпроизводители, дабы гарантировать себя от превратностей погоды, страхуют именно неорошаемые плантации сахарной свеклы. В Moldasig есть достаточно квалифицированные специалисты в области сельского хозяйства, они вполне осознавали риск больших потерь урожая сахарной свеклы, но приняли неорошаемые сельхозплощади к страхованию и, что примечательно, страховые взносы.

Факт засухи был засвидетельствован документально Гидрометеослужбой республики. Но представители страховой компании продолжают подозревать, что различные показатели урожайности на орошаемых и неорошаемых землях – это признаки «мошенничества», а проверки ЦБЭПК в этой истории о фермерах-террористах ― лишь очередной повод надавить на несговорчивых сельхозпроизводителей.

– Из частных бесед со страховыми брокерами и отчетности страховых компаний мы знаем, что субсидируемое страхование сельхозрисков практически всегда было одним из самых доходных сегментов страхового рынка РМ. Раньше, собирая с нас страховые премии, Moldasig не относился к нам с подозрением, наоборот – сельхозпроизводители были уважаемыми клиентами. Теперь же, когда страховщик должен выплатить нам значительные компенсации потерь в результате катастрофической засухи, мы вдруг стали «мошенниками». Мы уверены, что все это – лишь очередная попытка страховщика задержать выплаты или даже вообще от них отказаться. Но, я надеюсь, инспекторы ЦБЭПК быстро разберутся в ситуации. А мы от своих законных требований к Moldasig не откажемся, – заверяет Николай Морарь.

Рассмотрение данной ситуации дошло до парламента. Как сообщил «Панораме» председатель Комиссии по экономике, бюджету и финансам Вячеслав Ионицэ, на днях состоится специальное заседание, на котором проблему задержек выплаты денег свекловодам будут изучать в присутствии всех сторон.

– Я не могу комментировать историю о фермерах-террористах, но постараемся изучить вопрос объективно и наконец определить, кто в этой истории на самом деле мошенник, – сказал Ионицэ.

Попытка получить комментарий в Moldasig пока не увенчалась успехом. Сотрудники компании для перестраховки рекомендовали обращаться к руководству. Но начальство оказалось вне доступа прессы.

Игнат Валиков

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей