Апр 03

Если почитать между строк, то в сообщении Москвы как будто говорится, что два берега Днестра встретятся в предполагаемом Евразийском союзе или не встретятся вообще…

Было бы неправильным, если бы реакция на назначение Дмитрия Рогозина на должность «специального представителя президента Российской Федерации по Приднестровью» ограничивалась только обсуждением биографии знаменитого борца за «Великую Россию». Основной вопрос, который требует прояснения, не "почему был назначен Рогозин?", а "почему Москва сделала это без консультаций с Кишиневом?". И МИД РМ совершенно обоснованно потребовал разъяснений в этом отношении.

Неважно, сколь бы ни была занимательна и "экзотична" фигура Рогозина, каким бы националистическим и "дерзким" ни было его поведение, ставить акцент на его личности было бы ошибочным. Проблема не в нем, сколь непригодным для работы в этой должности кажется нам его резюме. В конце концов, дело Москвы выбирать того, кто будет её представлять. Раз уж он был принят НАТО в качестве посла России, несмотря на его негативные высказывания в отношении этой организации, чего нам протестовать против того, чтобы он представлял Путина в приднестровской проблеме? Мы можем снисходительно отнестись к тому факту, что в годы своей "бурной" молодости Рогозин призывал признать независимость сепаратистских регионов РМ. Почему бы нам не допустить, что он с тех пор "повзрослел" и будет делать только то, что Путин ему позволит. Что действительно неприемлемо, так это то, что зампреду Правительства Российской Федерации будет доверено представлять президента России в проблеме территории, принадлежащей РМ.

Рогозин будет участвовать не только в делах, связанных с урегулированием конфликта. Москва хочет, чтобы российский чиновник "патронировал" всё Приднестровье. Подтверждением этому является объявление о щедрой финансовой помощи в размере 150 миллионов долларов от Москвы для сепаратистского региона. Если бы Москва соблюдала суверенитет и территориальную целостность РМ, как заявляет, то не игнорировала бы Кишинев, обращаясь напрямую к приднестровцам. Что бы сказала Москва, если, например, президент Турции назначил бы специального представителя по Чечне, без предварительного обсуждения с Кремлем, да ещё значительную финансовую помощь предоставил бы, отправив её напрямую в Грозный?

По крайней мере, до сих пор институт специальных представителей президента России предполагал работу над "конкретными вопросами внутренней и внешней политики или решением конкретной проблемы". Примеры: специальный представитель президента России по ближневосточному урегулированию, или по урегулированию кризиса на территории бывшей Югославии, в Таджикистане, Афганистане и т.д. Впервые специальные представители президента России уполномочены принимать участие в общих проблемах территорий, принадлежащих другим государствам. Речь идет об Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье. Если первые два сепаратистских региона, в результате российско-грузинской войны в августе 2008 года, официально признаны Москвой независимыми государствами, то последняя формально принадлежит РМ. Означает ли это, что отныне Россия не считает Приднестровье частью РМ? Весьма красноречив тот факт, что российский президент никого не делегировал представлять его в Нагорный Карабах, хотя Москва состоит в "Минской группе" пяти государств, участвующих в азербайджано-армянском урегулировании. Это потому, что Россия не претендует на эту территорию или потому, что Баку пока не дал согласие на продление срока аренды радиолокационной станции в Габале, арендуемой Россией?

К сожалению, большинство реакций до сих пор сходились на обсуждении самой персоны Рогозина, и меньше обращалось внимание на смысл "дипломатического" жеста, агрессивного по отношению к РМ, нарушающего элементарные нормы цивилизованных отношений между государствами, связанных "стратегическим партнерством" и " дружбой на века", ну и, конечно, это «кудахтанье» не могло не понравится энергическому империалисту. И всё-таки, что же Путин хочет сказать нам до своего прихода в Кремль этим неприличным и заносчивым сигналом? Почему Рогозина нельзя было назначить специальным представителем российского президента в приднестровском урегулировании и, таким образом, избежать интерпретации и обиды Кишинева? Наверное, потому, что Москва хочет чего-то другого.

МИД выступил, явно издеваясь, с объяснением того, что перед Рогозиным ставится задача решать вопросы "направленные на укрепление многосторонних связей Приднестровья с субъектами Российской Федерации, защиту прав и интересов проживающих в регионе российских граждан" и что "стабилизация социально-экономического положения Приднестровья... создаст предпосылки к поиску жизнеспособной формулы разрешения конфликта на Днестре". Иными словами, Москва говорит, мы укрепим Приднестровье, свяжем его теснее с Российской Федерацией, чтобы суметь разработать подходящую формулу урегулирования конфликта, подходящую русским, естественно. Приднестровским районам РМ де-факто предоставляется статус российской губернии, за благополучие которой впрягается Рогозин, зампред правительства РФ.

То, что Москва не собирается щадить суверенитета и территориальной целостности постсоветских государств не представляет секрета с августа 2008 года. Тот факт, что она не сочла необходимым имитировать соблюдение дипломатических формальностей, вписывается в разбойную стратегию завоевания постсоветского пространства. Разница лишь в конъюнктуре, в существовании Украины, которая может по-другому отреагировать, вместе с ЕС и США, на официальную аннексию приднестровской территории, нежели в случае камуфлированной гуманитарными притязаниями аннексии.

Как бы там ни было, этим назначением игра вокруг приднестровского урегулирования только усложняется. Чтобы добиться успеха, Россия хочет сделать Приднестровье привлекательным для молдаван, то есть положить Европу на лопатки на территории РМ. Если почитать между строк, то в сообщении Москвы как будто говорится, что два берега Днестра встретятся в предполагаемом Евразийском союзе или не встретятся вообще. Посмотрим каков будет ответ Германии и ЕС. Если правда, что не бывает худа без добра, то в ближайшем будущем Брюссель должен будет приоткрыть дверь для РМ.

Николае Негру

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей