Сен 12

Шпион

Благодаря этому скромному японцу, советские войска в декабре 1941 года отстояли Москву. К сожалению, имя героя малоизвестно – оно скрылось в тени Рихарда Зорге…

На первый взгляд, судьба этого человека кажется обычной. Подумаешь, подданный некоей страны работал на спецслужбы иностранной державы. Такое во время Второй мировой войны встречалось сплошь и рядом – и в СССР, и в нацистской Германии, и в Великобритании. Одни подкупали других – деньгами, шантажом, обещаниями карьеры, ловили на внебрачных связях или пристрастиях к наркотикам: если необходимы ценные сведения, в ход любые методы идут. Но только в Японии 7 ноября 1944 года за шпионаж в пользу иностранной державы был казнён один-единственный гражданин страны – советник премьер-министра империи, журналист Хоцуми Одзаки.

Именно ему СССР обязан сведениями, что японцы не вступят в войну на стороне Германии, пока не будет взята Москва. Получив эти данные, наше командование перебросило с Дальнего Востока свежие дивизии, охранявшие границы на случай атаки японцев, и разгромило вермахт на подступах к Москве. Одзаки работал на знаменитого советского разведчика Рихарда Зорге, но не брал с него ни копейки за информацию: он являлся убеждённым коммунистом. Тем не менее даже спустя 76 лет после его казни большинству людей в России неизвестно, кому следует сказать «спасибо» за спасение Москвы зловещей осенью 1941 года…

Возмущение жирными буржуями

Хоцуми родился 29 апреля 1901 года в классической японской семье – его отцом был сельский самурай госи, мать – дочерью бродячего самурая. Вскоре после рождения сына семейство переехало. Мальчик провёл детство на острове Тайвань (с 1895 года принадлежащем Японии). Закончив школу, он вернулся в столицу и поступил на юридический факультет Токийского императорского университета. Там молодого японца крайне заинтересовали коммунистические идеи, и он всерьёз задумался – каково это, если раздать фабрики рабочим, землю крестьянам и выгнать всех капиталистов?

Получив диплом, Одзаки захотел устроиться на госслужбу, но срезался на экзаменах и ушёл в репортёры газеты «Асахи Симбун». Год от года Хоцуми всё больше «левел» – его возмущала нищета крестьян, откровенное «жирование» богатых жителей Японии и безжалостные разгоны демонстраций голодных рабочих полицейскими. 28 марта 1928 года японская полиция, убоявшись влияния на политику «опасных элементов», провела повальные аресты: за одни сутки схватили 1 500 активистов Коммунистической партии Японии и прочих левых. Опасаясь тюрьмы, Одзаки под предлогом командировки срочно уехал в Шанхай.

«Я тоже слегка люблю СССР»

Там-то, в Шанхае, японский марксист и познакомился с людьми, оказавшими влияние на его дальнейшую судьбу – американской коммунисткой Агнес Смедли и советским разведчиком Рихардом Зорге, жившим в Шанхае под «крышей» корреспондента немецкого издания «Журнал Социологии». В беседах за бокалом пива Хоцуми отчаянно хвалил Советский Союз.

«О да, я тоже так слегка люблю СССР» - аккуратно сообщал ему Зорге.

Но убедившись, что парень реально проникся идеями коммунизма, в 1934 году (уже после возвращения Одзаки назад в Японию) Рихард предложил ему сотрудничать с советской разведкой «во имя установления всеобщего счастья трудящихся». Хоцуми воспринял эту идею с радостью, став самым ценным и полезным агентом Зорге – они проработали вместе почти 8 лет. Удивительно – бесплатно поставляя Рихарду ценные сведения, будучи абсолютно влюблённым в СССР, Одзаки оставался японским националистом: например, он был убеждён, что Япония должна управлять всеми азиатскими странами, подчинить их своему влиянию – это будет лучше для нищих Филиппин, Китая и Вьетнама.

«Ведь Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан и Грузия прекрасно существуют в составе Советского Союза. Вот и Азия станет процветать под крылом социалистической Японии, наслаждаясь равными правами и своим трудом!», - заявлял он.

«Сейчас всё закончится»

В 1938 году Хоцуми Одзаки был приглашён в так называемый «Клуб завтраков» общества японских интеллектуалов «Сёва Кэнкукай», с каковыми премьер-министр Фумимаро Коноэ обсуждал на утренних встречах вопросы развития государства. Содержание бесед ложилось на стол к Зорге, и тот переправлял «инфу» в «Центр». За чаем с премьером Одзаки удалось получить ценнейшие сведения: Япония не нападёт на СССР, пока немцы не возьмут Москву, военные собираются разобраться с Америкой.

Увы, эти данные стали концом «группы Зорге». Японская контрразведка вычислила утечку: секреты из «Клуба завтраков» регулярно уходят в Советский Союз, и силовики устроили облаву, арестовав 25 советских агентов. 15 октября 1941 года схватили журналиста Хоцуми Одзаки, через три дня – и самого Зорге. Скандал был так велик, что премьеру пришлось уйти в отставку. Уже находясь в тюрьме, Хоцуми вспоминал:

11 октября арестовали художника Мияги, затем ещё двух человек. Я понял – сейчас всё закончится. Дождался ухода дочери в школу – и покинул дом, не попрощавшись с женой.

Любовь и дождь из звёзд

На улице на Одзаки надели наручники. Японское общество пребывало в шоке – как же так, один из лучших интеллектуалов страны – агент Советского Союза! Хоцуми отнёсся к происходящему весьма спокойно, заявив на допросе: «Я не предавал Японию. Это вы её предали, и в итоге приведёте к уничтожению». Суд тянулся чрезвычайно долго – три года. В заключении Хоцуми писал письма супруге и дочери Йоко: после войны послания были опубликованы в книге под названием «Любовь похожа на дождь из звёзд». 3 мая 1944 года узник сообщал жене:

Я прочёл записки Папанина об экспедиции на Северный полюс. Поражён силой сознания – как важно через служение науке целиком отдать себя Родине. Это очень высокий патриотизм! Тут и следует искать объяснение в стойком, вопреки ожиданию Гитлера, сопротивлении Советского Союза в нынешней войне.

7 ноября 1944 года Хоцуми Одзаки поставил точку в последнем письме супруге. Его вывели из камеры №11 второго корпуса Токийской тюрьмы, надели на голову соломенную буддийскую шляпу и связали руки. В 9 часов 33 минуты утра он был повешен. Вслед за ним казнили Рихарда Зорге. На следующий день жене Одзаки выдали тело казнённого мужа – она погребла прах на кладбище, расположенном на окраине столицы Японии.

Как уже сказано, Хоцуми Одзаки оказался единственным подданным Японской империи во время Второй мировой войны, казнённым за шпионаж в пользу иностранной державы. Художник Мияги скончался в камере от туберкулёза, а остальные члены «группы Зорге» получили различные сроки заключения, но были освобождены после капитуляции Японии. Одзаки умер, уже зная – Советский Союз побеждает в войне, а японская армия терпит поражение.

В 1965 году указом Президиума Верховного Совета СССР за помощь советской разведке журналист Хоцуми Одзаки был посмертно награждён орденом Великой Отечественной войны I степени. В Японии его откровенно не любят, а у нас забыли – он растворился в тени славы Зорге. Хотя этот человек принёс огромную пользу России, которую так любил.

Георгий Зотов, блогер

Один отзыв на «Завтраки со шпионом»

  1. философ Слободзеи пишет:

    Хорошая статья! Мне понравилось.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей