июня 01

Премьер-министр России Владимир Путин завершил свой визит в Минск: переговоры оказались провальными. Россия и Белоруссия не договорились о новом кредите, а Минск фактически окончательно отказался признавать суверенитет Абхазии и Южной Осетии. Кремлю придется в ближайшее время искать новую стратегию выстраивания отношений с Александром Лукашенко.

Путин приехал в Минск для участия в заседании совета министров Союзного государства, а также проведения переговоров с премьер-министром Белоруссии Сергеем Сидорским. Однако главными были все-таки переговоры с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, тем более что между двумя странами накопилась и значительная напряженность: политические отношения находятся в весьма противоречивом состоянии.

Совет министров был посвящен ряду вопросов экономического характера, борьбе с кризисом, техническим вопросам, вопросам развития новых технологий и производств. По итогам встречи двух премьером был подписан и план антикризисных мер. Речь идет о равноправии российских и белорусских производителей, участие компаний в госзакупках обеих стран (хотя реально речь идет о поддержке российским правительством белорусских производителей через госзаказ), субсидировании процентных ставок кредитов. Кризис действительно сказался крайне негативно на товарообороте между двумя странами: объемы упали на 42%. Среди других тем: выход с 1 января 2010 года на внешнюю границу (санитарный контроль будет снят уже с 1 июля), взаимодействие таможенных служб, проблемы пересечения внутригосударственных границ (легковым транспортным средствам и гражданам России, и Белоруссии в течение 6 месяцев можно будет свободно перемещаться, не отмечаясь на контуре границы под Смоленском и Брянском). Кроме этого стороны подписали соглашение о взаимном обмене земельными участками на территории России и Белоруссии для строительства объектов по согласованной номенклатуре и соглашение о развитии атомной энергетики. В рамках заседания Путин особо отметил значительное продвижение в области создания таможенного союза.

Итоговая пресс-конференция показала всю остроту напряженности в диалоге между лидерами двух стран. Владимир Путин начал с того, что констатировал привилегированный статус экономических отношений России и Белоруссии. Он подчеркнул, что Белоруссия получает нефть и газ по самым низким ценам, а «Газпром» вперед на три квартала проплатил за транзит. Он также напомнил (а точнее видимо припомнил), что Россия целенаправленно оказывает прямую финансовую поддержку Белоруссии. Уже видимо, чтобы «добить» окончательно белорусское руководство глава российского Минфина Алексей Кудрин и вовсе заявил, что к концу этого года белорусская экономика может стать неплатежеспособной. Путин был вынужден это заявление комментировать (ему уже не в первый раз приходится оправдываться за слишком пессимистичного Министра финансов). Он указал, что «крайние оценки неуместны». «Алексей Леонидович (Кудрин) имел в виду объем кредитных ресурсов, которые получила Беларусь за последние 5-6 месяцев. Их объем значительный - свыше 3 млрд долларов», - сказал Путин, обратив внимание на проблемы белорусского реального сектора и здесь же предложив Минску «подставить плечо».

Сидорский в ответ здесь же заметил, что только что Путин в более узком кругу говорил о неплохих темпах белорусской экономики, не имеющей (видимо в отличие от некоторых) сырьевых ресурсов. Но главным, видимо, выпадом (точнее попыткой выпада) стало цитирование при Путине Дмитрия Медведева. «Я поддержу мнение российского Президента Дмитрия Анатольевича Медведева о том, что надо давать поменьше прогнозов, побольше работать, делом заниматься», - эти фразы уже смотрелись совсем двусмысленно. Белорусский премьер цинично использовал «наезд» Медведева на Кудрина, за что последний, видимо, будет теперь вечно «благодарен» главе государства. Путину тут не оставалось ничего иного как снова заступить за своего министра. «Наш министр финансов, он человек либеральных взглядов, просто всем нам говорит, что денежно-кредитная политика» должна корректироваться в связи с кризисом.

В действительности же переговоры были провальными. Как стало известно СМИ, белорусская сторона отказалась принять второй транш российского кредита, оцененный министром финансов Алексеем Кудриным в $500 млн. Речь идет о кредитной линии на поддержку платежного баланса, открытой Россией Белоруссии в 2007 году. Льготный кредит был предоставлен в декабре 2007 года в размере $1,5 млрд. В 2008 году Москва выделила еще $2 млрд, из которых $1 млрд Минск получил в ноябре прошлого года. В марте 2009-го был подтвержден второй транш этого кредита в размере $500 млн, но как раз его Белоруссия отказать брать из-за нежелания получать их в рублях. Жесткая речь Кудрина вчера была как раз связана с этим провалом. Теперь он свою позицию еще более ужесточил. Вчера глава Минфина заявил, что деньги будут выданы только в том случае, если Россия «убедится в адекватном поведении белорусского правительства по стабилизации ситуации в экономике страны». Одновременно он раскритиковал положение белорусской экономики и «массовую эмиссию белорусского рубля». Все это стало серьезным ударом по тактике выстраивания отношений Москвы с Минском: спекулировать своей незаменимостью в борьбе с кризисом становится все труднее.

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей