марта 26

Уборка зерна

Русская пословица, основанная на многовековом горьком опыте многих поколений, гласит: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится!". Однако, по всему видать, подрастеряли мы историческую память, увлеклись политическими игрищами и не замечаем, что "гром", предупреждающий о надвигающемся продовольственном коллапсе, уже давненько громыхает над нашими головами.

О грядущем дефиците продовольствия и пресной воды учёные заговорили давно, но катастрофические природные аномалии последних лет ещё стремительнее приближают чёрный день планеты. Ливневые дожди, вызывающие катастрофические наводнения во многих странах Центральной и Западной Европы, год за годом смывают с полей плодородный слой почвы, губят урожаи. В то же время неимоверная жара, вызывающая засуху на значительной территории Российской Федерации и Украине, также приводит к колоссальным потерям сельхозпродукции. По прогнозам метеорологов, аномальные явления с резким перепадом температур от запредельных плюсовых величин до отрицательных станут в ближайшее время практической нормой. Снегопады в странах с субтропическим климатом и муссонные дожди в Центральной Европе говорят о непредсказуемом изменении климата на планете. И никого не минёт чаша сия.

В такой ситуации не нужно быть пророком, чтобы предсказать крупным приднестровским импортёрам продовольственных товаров полное фиаско бизнеса. Очевидно, совсем скоро завозить продовольствие станет неоткуда, а то немногое, что появится на внешнем рынке, будет реализовываться по цене золота. Почему я упомянул именно импортёров продовольствия в Приднестровье? Да потому, что в данном конкретном случае как нельзя кстати применима ещё одна присказка, родившаяся в народе на основе горького опыта: "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих".

К сожалению, наши промышленные предприятия по объективным причинам не смогут (по крайней мере до официального признания независимости) восстановить былую мощь и объёмы производства, а значит ожидать снижения дефицита нашего бюджета не приходится. Причина тут в следующем. Для производства продукции им необходимо завозить из ближнего, а иногда и дальнего зарубежья, десятки, если не сотни, наименований различного сырья и материалов. Это цветные металлы: латунь, бронза и медь в листовом и круглом (кругляк) ассортименте различных диаметров, железо, чугун и легированные стали в таком же наборе, пресс-порошки и гранулированные пластмассы, лакокрасочные и горючесмазочные материалы и другие компоненты, необходимые в производстве. Кроме того, необходимо завозить бесчисленное количество комплектующих изделий, режущего и специального инструмента для металлорежущих станков и слесарно-сборочных работ, запасные части к станкам и различному технологическому оборудованию и многое-многое другое. За всё это надо платить твёрдой валютой.

Далее, продукцию мало изготовить. Надо, чтобы она соответствовала современным требованиям потребителей по техническим условиям, качеству и цене. Иными словами, была конкурентоспособна. Однако, преодолев несколько государственных границ, отягощённая двойным налогообложением, наша продукция, подчёркиваю, промышленных предприятий, не может успешно конкурировать с аналогичными изделиями Китая, Турции, Польши, Германии и других стран, прежде всего по себестоимости. Да к тому же даже временные остановки производства, через которые прошли все наши заводы, выбили их из обоймы мировых экспортёров. Вернуться на мировой рынок многим так и не удалось. Их участь – банкротство.

Но наше географическое положение, природные и климатические условия, а также достаточно мощная водная артерия вкупе с плодородной почвой дают Приднестровью исторический шанс не просто на выживание…

Волею данных обстоятельств Приднестровью уготована участь своеобразного оазиса в море мирового хаоса. Приднестровцам вполне по силам не только полностью обеспечить себя всеми видами высококачественного продовольствия, включая мясо-молочную и плодоовощную продукцию, за исключением, может быть, цитрусовых и тех экзотических плодов, которые у нас не произрастают (да к тому же не являются продуктами первой необходимости), но и стать экспортёром излишков продовольствия, возродив перерабатывающую отрасль.

И именно сельское хозяйство вкупе с перерабатывающей пищевой промышленностью в ближайшее время, по объективным причинам, может стать основным и мощным наполнителем государственного бюджета. Но для этого нужны определённые условия, о которых будет сказано ниже.

Прошло уже немало лет с тех пор, как не стало колхозов и совхозов, многое подзабылось, стёрлись из памяти достижения сельских тружеников нашего благодатного края, да к тому же у многих современных представителей властных структур стало чуть ли не правилом везде и всюду уничижительно отзываться о социалистическом периоде жизни аграриев.

Напомню, опираясь на архивные данные, что, к примеру, Слободзейский район до горбачёвской перестройки на государственной земле производил в год в абсолютном выражении до миллиона тонн различных видов сельхозпродукции, в том числе до 400 тысяч тонн плодов и овощей, занимая по этому показателю 7-8-е место среди бывших союзных республик, и получал до 100 миллионов долларов прибыли в год (по курсу тех времён).

Своеобразной визитной карточкой Слободзейского района в те годы являлось большое, красивое село Парканы. А главным селообразующим хозяйством Паркан был орденоносный колхоз-миллионер имени В.И. Ленина.

Из одиннадцати с лишним тысяч жителей села в колхозе трудилось 4500 человек. Так вот, без всяких "реформ" и приватизаций на 6000 га сельхозугодий (80% которых были орошаемы) они производили в год: зерна – 10-12 тысяч тонн, подсолнечника – до полутора тысяч тонн, овощей – до 20 тысяч тонн, фруктов – до 16 тысяч тонн, винограда – до 10 тысяч тонн, молока – до 5 тысяч тонн, мяса – до одной тысячи тонн.

Я привёл в пример одного из самых передовых производителей сельхозпродукции в Приднестровье. Так или немного скромнее выглядели и другие приднестровские сельхозпроизводители.

Но и это ещё далеко не всё. Роль колхозов в развитии села неоценима. Колхозы развивали и содержали на своём балансе всю инфраструктуру села. Строили и ремонтировали дороги, линии водоснабжения и электропередачи, школы, детские сады и ясли, магазины, медицинские пункты, дома культуры, спортивные сооружения.

Но самое главное, в условиях самой высокой в Советском Союзе плотности населения коллективные хозяйства обеспечивали работой большинство жителей наших сёл, многие из которых по численности превышали небольшие европейские города.

Убеждён, что разрушение колхозов, а затем и раздробление земельных массивов через так называемую распаёвку отбросили наше сельское хозяйство на сто-сто двадцать лет назад – во времена, когда реформатор Столыпин начинал бороться с аналогичным явлением, носящим название чересполосица. И только в тридцатые годы эту проблему удалось решить Сталину посредством коллективизации, то есть создания колхозов и совхозов.

Однако наши доморощенные "реформаторы" почему-то посчитали, что распаёванное "лоскутное одеяло" будет способствовать обильному рождению фермерских хозяйств, и они-то, как в Америке, завалят страну качественными и дешёвыми сельхозпродуктами. А для полного успеха, убеждали они нас, в Приднестровье нужно ввести закон о праве частной собственности на землю, и всё – мы в шоколаде!

Не ввели. Не знаю, то ли дури не хватило, то ли разум не позволил. Ну и слава Богу!

В США фермерство зарождалось не от хорошей жизни. Вспомним, с чего начинались Соединённые Штаты.

В Новый Свет за лучшей долей ехали те, у кого не сложилось на родине, чьи амбиции и желание разбогатеть не находили реализации дома, а часто – и просто авантюристы без роду и племени. Соседи по ранчо нередко говорили на разных языках и не понимали друг друга. У этих людей не было общего прошлого, а следовательно, не могло быть и общего (в смысле общины, а затем и колхоза, как в России) будущего. Они были отпетые, неисправимые индивидуалисты по природе. Кроме того, плотность населения в момент зарождения фермерства в Америке составляла один-два человека на квадратный километр, а у нас в Приднестровье она сегодня составляет 124 человека на квадратный километр! Как говорится, почувствуйте разницу. Ну и наконец, нынешние достижения фермеров мгновенно превратятся в прах, если их лишить всей той обслуживающей инфраструктуры (ветеринарная, агрономическая, техническая поддержка, страховое обеспечение) и солидных государственных дотаций, которыми их пичкают в США.

А ведь наши передовые колхозы и совхозы на государственной земле не только не были убыточными, но и приносили государству огромную пользу.

В фермерстве есть больше отрицательных моментов, чем положительных. Ну, во-первых, фермер будет заниматься только тем видом деятельности, который обеспечит ему максимальный доход при минимальных трудозатратах, и это вполне естественно. Следовательно, в наших климатических условиях будет отдано предпочтение выращиванию зерновых культур, в ущерб более трудозатратному овощеводству. Во-вторых, наши "фермеры", а точнее сказать индивидуальные землепользователи, не могут обеспечить работой подавляющее число селян, а значит, остаётся острой проблема выживания наших многотысячных сёл. В-третьих, фермер не будет заниматься инфраструктурой села.

Следовательно, возрождение не только рентабельного сельского хозяйства, но и села в Приднестровье, на мой взгляд, лежит через воссоздание крупных коллективных хозяйств, благо, опыт, и весьма положительный, у нас с вами есть.

И вот тут свою лепту в виде капиталовложений могут внести как раз те самые крупные импортёры продовольствия, о которых шла речь выше. При определённых условиях эти вложения окупятся для них сторицей, с той лишь разницей, что из импортёров они переквалифицируются в экспортёров сельскохозяйственной продукции и продуктов питания приднестровского производства.

Учитывая наметившуюся тенденцию к повышению летнего температурного режима, в первую очередь в Приднестровье, необходимо позаботиться о восстановлении оросительной системы, но на сей раз более экономичного закрытого типа с корневой капельной подкормкой растений.

И в заключение следует отметить чрезвычайно своевременное решение Президента ПМР И.Н. Смирнова о создании на базе НИИ сельского хозяйства Научно-производственного комплекса управления отраслью.

Хочется всё же надеяться, что с образованием новой структуры мы возродим былую славу приднестровских аграриев и обретём полную продовольственную независимость.

Виталий Островский

Оставьте свой отзыв

Анонс последних новостей